Импортозамещение, господдержка, инфраструктурные проекты в области цифровизации и безопасности

Законодательная работа по обеспечению национальной безопасности и противодействию терроризму: уроки Кемерово

Качественное законодательство — важное условие стабильности в стране и благополучия граждан. И от того, насколько фундаментально, юридически грамотно, а главное, содержательно верно оно написано, зависит практическая ситуация. На Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности лежит огромная ответственность как на "строителях" основ (в данном случае правовых) функционирования государства и отдельных отраслей. Для журнала "Системы безопасности" Председатель Комитета, Председатель Организационного комитета Форума "Технологии безопасности" Виктор Николаевич Бондарев рассказал о ключевых задачах в области законодательного обеспечения национальной безопасности на данный момент, новых инициативах и реализации текущих программ.

После кемеровской трагедии как никогда активно обсуждаются вопросы, связанные с разработкой и внедрением законодательных, правовых и организационных мер для минимизации подобных рисков, обеспечения соответствия объектов массового посещения требованиям безопасности. Будут ли со стороны Комитета выдвинуты предложения и рекомендации по изменению существующей законодательной базы или другим направлениям деятельности?

На самом деле законодательство в данной сфере у нас качественное. Все проблемы возникают из-за нарушений в ходе практического применения правовых норм. Законодательство устанавливает общие, концептуальные принципы. Детализация же идет в подзаконных, нормативно-правовых актах, ведомственных документах.

По поручению председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко мы проводили совместные заседания трех Комитетов: по обороне и безопасности, федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, экономической политике — и по итогам подготовили ряд рекомендаций о нормативно-правовом регулировании вопросов надзорной и контрольной деятельности в области пожарной безопасности на объектах с массовым пребыванием людей.

В частности, правительству предлагается подумать о разработке ФЦП на период до 2025 г., направленной на повышение пожарной безопасности; рассмотреть возможность внесения изменений в нормативно-правовые акты, регулирующие правоотношения в сфере страхования, в части введения механизма обязательного противопожарного страхования объектов с массовым пребыванием людей, предусматривающего установление размера страховых выплат в случае причинения вреда здоровью или гибели людей, если это произошло из-за нарушения требований пожарной безопасности.

Бондарев Виктор Николаевич

Кроме того, мы рекомендуем правительству провести анализ законодательства и внести в него ряд изменений, направленных на усиление мер противопожарной безопасности на объектах с массовым пребыванием людей:
1. Закрепить сам термин "объект с массовым пребыванием людей" и причислить такие объекты к объектам высокой категории риска.
2. Привести фактическое размещение помещений, где будут находиться (отдыхать, развлекаться, проводить досуг) дети, в соответствие с требованиями свода правил СП 118.13330.2012 "Общественные здания и сооружения".
3. Наделить органы государственного пожарного надзора правом контролировать, насколько проектные решения строящихся и реконструируемых объектов с массовым пребыванием людей соответствуют установленным требованиям пожарной безопасности, и правом участвовать в работе комиссий по приемке таких объектов в эксплуатацию.
4. Органы федерального государственного пожарного надзора наделить полномочиями по административному приостановлению деятельности лицензиата при выявлении грубых нарушений лицензионных требований, а также по проверке совместно с прокуратурой и региональной властью соблюдения лицензиатом законодательства в области обеспечения пожарной безопасности.
5. Разрешить органам пожарного надзора проводить проверки обеспечения пожарной безопасности без предварительного уведомления правообладателей (собственников) объектов защиты.
6. Разработать и внедрить методику проверок деятельности организаций и граждан, состояния эксплуатируемых ими объектов защиты с применением технических средств, в том числе средств видеофиксации.
7. Усилить ответственность органов пожарного надзора за предъявление необоснованных требований к состоянию пожарной безопасности объектов с массовым пребыванием людей.
8. Сформировать национальный реестр огнезащитных материалов, разрешенных к применению в несущих строительных конструкциях, и определить порядок его корректировки.
9. Запретить назначение на должности, связанные с обеспечением пожарной безопасности на объектах с массовым пребыванием людей, лиц, не имеющих профильного образования.
10. Усилить контроль деятельности организаций (аккредитованных органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий), документально подтверждающих пожарную безопасность строительной продукции, включая строительные и отделочные материалы.
11. Внести изменения в Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" в части установления общих требований и ограничений к строительным конструкциям и продукции, позволяющих упрощенное внесение изменений в существующие нормы и практики по вопросам пожарной безопасности, предъявляемые к строительным конструкциям, а также в части определения в декларации пожарной безопасности расчетных величин пожарного риска раздельно без учета и с учетом эффективности предусмотренных систем автоматической противопожарной защиты.
12. Внести изменения в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", отменяющие запрет на проведение плановых проверок юрлиц, ИП — малых предпринимателей, которые осуществляют свою деятельность на объектах, относящихся к категории высокого риска, а также исключающие ограничения на периодичность проведения таких проверок.
13. Поправками в УК РФ усилить меры наказания за нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее гибель человека или причинение вреда здоровью, привлечь к уголовной ответственности за уклонение от исполнения предписаний органов пожарного надзора, если эти действия совершены повторно в течение года после наложения административного взыскания за аналогичное нарушение, а также за неисполнение или ненадлежащее исполнение госконтролером своих обязанностей, если это повлекло техногенную катастрофу, причинение крупного ущерба или пожар, в результате которого погибли люди.
14. В КоАП РФ также внести изменения, усиливающие ответственность юрлиц за нарушение требований пожарной безопасности.
15. Рассмотреть возможность установить норматив численности муниципальной пожарной службы из расчета одна единица личного состава на 650 жителей.

Помимо этого, кабинету министров предложено создать в регионах органы государственного архитектурно-строительного надзора Минстроя России, а также отредактировать два своих постановления:
1. В постановление о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию добавить подраздел проектной документации "Огнезащита материалов, изделий и конструкций".
2. В постановлении "О федеральном государственном пожарном надзоре" увеличить периодичность плановых проверок объектов защиты с учетом присвоенной категории риска, а также отнести к данной категории такие объекты, как здания дошкольных образовательных организаций (ясли, детские сады), специализированных домов престарелых и инвалидов, больницы, спальные корпуса образовательных организаций с наличием интерната и детских организаций, театры, кинотеатры, концертные залы, клубы, цирки, спортивные сооружения с трибунами, библиотеки и другие учреждения с расчетным числом посадочных мест для посетителей в закрытых помещениях, здания образовательных организаций (школы, училища, вузы), организаций допобразования детей, профессиональных образовательных организаций.

Полный текст интервью читайте в журнале "Системы безопасности"№4

Поделитесь вашими идеями

Подписаться на новости