Транспортная безопасность: новые технологии, задачи и пути решения

О транспортной безопасности сегодня заслуженно много говорят и много пишут. За последние годы нашей страной сделан огромный прорыв в этом направлении как в технической сфере, так и в организационном плане. Виктор Болдырев, заместитель генерального директора по научно-технической работе ООО ВЛИБОР Системс, рассматривает вопросы противодействия актам незаконного вмешательства в данной области, ключевые технологические направления, актуальные проблемы в области обеспечения транспортной безопасности, нововведения в нормативно-правовом регулировании.

Отечественные разработчики анализируют задачи субъектов транспорта в области транспортной безопасности и плотно работают с ними по выработке требований к современным техническим средствам. В результате стали появляться изделия, обладающие совершенно новыми качествами и позволяющие более эффективно вести работу подразделениям транспортной безопасности.

Ключевые технологические направления

Я кратко отмечу несколько направлений в современных разработках:

1. Волоконно-оптические системы защиты и контроля периметров и кабельных коммуникаций. Благодаря уникальным свойствам специального кабеля из оптического волокна, позволяющего применять его в роли и чувствительного датчика, и передатчика системной информации, создаются системы, отличающиеся рядом преимуществ: автоматической настройкой, отсутствием ложных сигналов, сроком эксплуатации 20 лет, низким энергопотреблением, автономной работой от аккумулятора до трех лет и др. 

2. Нелинейные локаторы. Большая серия испытаний позволила создать оборудование, позволяющее дистанционно обнаруживать взрывные устройства под одеждой человека и в ручной клади, а также в багаже (даже на ленте транспортера). При этом оборудование имеет достаточно хорошую помехозащищенность, что дает возможность отличать мобильные телефоны, ключи, кошельки с монетами и другие предметы от взрывных устройств. Это значительно снижает уровень ложных тревог.

3. Использование рамановской спектроскопии для неразрушающего контроля веществ неизвестной природы с целью диагностики их состава. Действие прибора основано на спектроскопии комбинационного рассеяния, что позволяет распознавать до четырех компонентов и их объемы в смесях сыпучих и жидких веществ.

Актуальные проблемы в области обеспечения транспортной безопасности

В 2010 г. Федеральная служба безопасности Российской Федерации сформулировала временные требования к техническим средствам обеспечения транспортной безопасности. В частности, в требованиях позиционировались 12-зонные проходные рамки-металлодетекторы, двухракурсные интроскопы. При большом пассажиропотоке это обоснованно, так как одномоментно дает оператору больше информации для принятия решения, что позволяет повысить эффективность и сократить время досмотра.

Поскольку транспортная безопасность является неотъемлемой частью национальной безопасности России, то и регулироваться эта область должна национальными стандартами. Учитывая иерархию стандартов и сводов правил, предлагаю рассмотреть вопрос о разработке технического регламента по транспортной безопасности.

В постановлении Правительства РФ № 969 подобные требования отсутствуют. В итоге даже однозонные рамки-металлодетекторы вполне могут получить сертификат для применения их в сфере транспортной безопасности. Таким образом, недобросовестные субъекты транспорта смогут ставить дешевое и неэффективное оборудование.

Следующей проблемой я бы назвал отсутствие у большинства разработчиков и производителей технических средств реальных заказчиков. То есть, с одной стороны, разработчики в меру своего понимания делают изделия, которые потом пытаются вручить транспортникам. С другой стороны, не все субъекты транспорта обладают необходимыми знаниями для того, чтобы осуществить оптимальный (а иногда – правильный) выбор технических средств обеспечения транспортной безопасности.

В настоящее время существует всего лишь три нормативных документа, позволяющих субъекту транспорта получить необходимые подсказки при выборе технических средств:

  • ГОСТ Р 55249–2012 "Воздушный транспорт. Аэропорты. Технические средства досмотра. Общие технические требования";
  • ГОСТ Р 57238–2016 "Установки рентгенотелевизионные конвейерного типа (интроскопы). Общие технические требования";
  • методическое пособие "Планирование обеспечения транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры на стадии проектирования и строительства".

Этого явно не хватает.

Нововведения в нормативно-правовом регулировании

30 июля 2015 г. приказом № 8 91 Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарта) Министерства промышленности и торговли Российской Федерации в целях повышения эффективности работ по национальной и международной стандартизации в транспортном комплексе и в области транспортной безопасности был создан Технический комитет по стандартизации "Безопасность транспортная".

На мой взгляд, пора обратиться к возможностям этого Технического комитета. Поскольку транспортная безопасность является неотъемлемой частью национальной безопасности России, то и регулироваться эта область должна национальными стандартами. Учитывая иерархию стандартов и сводов правил, предлагаю рассмотреть вопрос о разработке технического регламента по транспортной безопасности.

ВЛИБОР Системс на ТБ Форуме 2018

На ТБ Форуме 12-14 февраля 2019 года компания ВЛИБОР Системс представит услуги и решения в области безопасности, которые позволят создать целостную концепцию защиты объектов, учитывая специфику каждого из них, а также опыт по организации безопасности в сфере досмотра и антитеррористической защиты в крупнейших проектах России, таких как Зимние Олимпийские Игры в Сочи и Универсиада в Казани.

Сюжеты: Транспорт День эксперта