Развитие БАС: успехи и барьеры
Опубликовала Роман Наумов 21 августа 2019 г. 10:00:00 MSK
Беспилотные авиационные системы (БАС) сегодня используют военные и врачи, экологи и землемеры, фотографы и путешественники. Интеллектуальный цифровой мониторинг объектов нефтедобычи с помощью беспилотных летательных аппаратов – уже не технологии будущего, а неотъемлемая часть сегодняшнего производственного процесса. В каких еще сферах применяются дроны? Какие основные препятствия стоят на пути широкого внедрения БАС в различные сферы экономики? Об этом мы спросили советника заместителя министра Министерства промышленности и торговли Российской Федерации Романа Сергеевича Наумова.
– Роман Сергеевич, в каких сферах беспилотные авиационные системы в настоящее время применяются наиболее широко?
– Беспилотные авиационные системы все больше проникают в различные сферы деятельности человека, интерес к их использованию обусловлен экономическими, в отдельных случаях научно-техническими аспектами. Более 85% российского рынка услуг БАС сосредоточено на картографировании и мониторинге различных объектов: железных дорог, линии электропередач, дорожных покрытий, мостов, карьеров, нефте- и газопроводов. Активно развивается применение БАС в сельском хозяйстве, сейчас это более 10% рынка. Остальные 5% занимает применение, связанное с другими видами мониторинга – экологического, магнитометрического, разведки ледовой обстановки, мониторинга лесных пожаров. Рассматриваются также перспективы применения БАС для поиска и спасения людей, доставки грузов и пассажиров.
– Как вы уже отметили, БАС успешно применяются для мониторинга протяженных объектов, которыми, в частности, являются энергодобывающие и энергоснабжающие предприятия ТЭК. Известно ли об успешном опыте применения БАС в других сферах?
– Положительным примером применения БАС является проект Национальной технологической инициативы (НТИ) "Цифровая модель типового региона" (ЦМТР) в Тульской области. Проект ЦМТР стал самым масштабным в мире проектом, выполненным с применением БАС. При этом его потенциальный экономический эффект более чем на порядок превышает затраченные средства.
Фактически в результате реализации проекта была выполнена инвентаризация земель Тульской области. Только в населенных пунктах области было выявлено более 60 тыс. самозахватов общей площадью около 3 тыс. га. Рыночная стоимость этих земель превышает 12 млрд рублей. При устранении самозахватов, по консервативной оценке, может быть получено не менее 3,4 млрд рублей единовременно и 165 млн рублей ежегодно в виде налоговых поступлений.
На землях сельхозназначения было выявлено более 220 тыс. га однозначно неиспользуемых земель. Для сравнения: по программе "Дальневосточный гектар" было предоставлено 102 тыс. га. Кадастровая стоимость этих земель составляет 5,5 млрд рублей. При возврате их в сельхозоборот ежегодный прирост доходов Тульской области превысит 5,5 млрд рублей, налоговые поступления – 330 млн рублей.
– Какие основные барьеры стоят на пути развития рынка БАС?
– Тема создания условий для развития производства и применения БАС является предметом нашего пристального внимания. Рынок БАС и услуг на их основе развивается в России не динамично. Это обусловлено тем, что разработчики беспилотных БАС выполняют новые проекты с самого начала, прорабатывая технологии и аппаратно-программные решения заново, либо ориентируются на иностранных поставщиков. Это приводит к существенному удорожанию проектов, увеличению сроков их реализации, отставанию от зарубежных разработок и в конечном счете к недостаточной конкурентоспособности. С другой стороны, отсутствует должный уровень коммерческой заинтересованности частных финансово-производственных структур, федеральных министерств и ведомств в эксплуатации БАС вследствие многих факторов, которые нам известны: повышенного коммерческого риска, нормативной неопределенности, отсутствия наземной и космической инфраструктуры, отсутствия технических средств, позволяющих интегрировать БАС в единое воздушное пространство. Для создания высокоэффективных БАС нам требуется обеспечить проектно-конструкторские организации сформированным научно-техническим заделом (НТЗ). Сроки создания НТЗ должна быть согласованы с готовностью смены поколений БАС.
В настоящие время департаментом авиационной промышленности совместно с ФГБУ НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского" разработаны предложения по формированию единой научно-технической и производственно-экономической политики, направленной на развитие применения БАС. Организовано обсуждение предложений с рядом федеральных министерств и ведомств как дальнейших пользователей БАС и услуг с их использованием, а также с институтами развития.
Источник: Журнал "Системы безопасности" #2, 2019
- ТБ Форум (644)
- Деловая программа (374)
- День эксперта (242)
- Промышленность (218)
- Транспорт (215)
- ТЭК и нефтегаз (205)
- Смотр технологий (192)
- Встречи с заказчиками (185)
- Цифровая трансформация (172)
- Безопасный город (160)
- Закупки и внедрения (155)
- Защита информации и связи, кибербезопасность (119)
- Банки и финансы (94)
- Пожарная безопасность (89)
- Антитеррор (87)
- Ритейл и ТРЦ (81)
- Спорт и массовые мероприятия (66)
- Строительство и проектирование, BIM (50)
- Инженерная инфраструктура ЦОД (8)
- Кибербезопасность (7)
- ЦОД (6)
- Лучшие практики регионов (5)
- Охрана периметра (5)
- ИТ- и инженерная инфраструктура ЦОД (4)
- Комплексные решения для ЦОД (4)
- Блокчейн (3)
- Информационная безопасность (3)
- СКУД (3)
- Транспортная безопасность (3)
- RPA (2)
- Анализ данных (2)
- Безопасность объектов (2)
- Видеонаблюдение (2)
- ИТ-инфраструктура (2)
- ИТС (2)
- Импортозамещение (2)
- Искусственный интеллект (2)
- КИИ (2)
- Машинное зрение (2)
- Отрасль (2)
- Пожарная сигнализация (2)
- Пожаротушение (2)
- Правила противопожарного режима (2)
- Промышленная безопасность (2)
- Противопожарные системы (2)
- Регулирование (2)
- Роботизация (2)
- Системы пожаротушения (2)
- Системы хранения данных (2)
- Ситуационный центр (2)
- Требования пожарной безопасности (2)
- Умный город (2)
- Умный транспорт (2)
- Хранение данных (2)
- Цифровое ЖКХ (2)
- логистика (2)
- АМТ-ГРУП (1)
- Защита критически важных объектов (1)
- Интервью (1)
- Методы защиты информации (1)
- Умное ЖКХ (1)
- Умный дом (1)
- ФСТЭК (1)
- критическая инфраструктура (1)
- марта 2023 (5)
- февраля 2023 (42)
- января 2023 (8)
- декабря 2022 (4)
- ноября 2022 (4)
- октября 2022 (4)
- сентября 2022 (12)
- августа 2022 (7)
- июля 2022 (8)
- июня 2022 (9)
- мая 2022 (11)
- апреля 2022 (4)
- марта 2022 (12)
- февраля 2022 (32)
- января 2022 (11)
- декабря 2021 (11)
- ноября 2021 (8)
- октября 2021 (12)
- сентября 2021 (17)
- августа 2021 (17)
- июля 2021 (12)
- июня 2021 (15)
- мая 2021 (6)
- апреля 2021 (15)
- марта 2021 (17)
- февраля 2021 (32)
- января 2021 (19)
- декабря 2020 (15)
- ноября 2020 (11)
- октября 2020 (22)
- сентября 2020 (17)
- августа 2020 (15)
- июля 2020 (22)
- июня 2020 (18)
- мая 2020 (20)
- апреля 2020 (25)
- марта 2020 (17)
- февраля 2020 (12)
- января 2020 (17)
- декабря 2019 (21)
- ноября 2019 (21)
- октября 2019 (17)
- сентября 2019 (17)
- августа 2019 (17)
- июля 2019 (17)
- июня 2019 (13)
- мая 2019 (14)
- апреля 2019 (15)
- марта 2019 (17)
- февраля 2019 (18)
- января 2019 (17)
- декабря 2018 (15)
- ноября 2018 (19)
- октября 2018 (19)
- сентября 2018 (19)
- августа 2018 (18)
- июля 2018 (12)
- июня 2018 (8)
- мая 2018 (13)
- апреля 2018 (10)
- марта 2018 (12)
- февраля 2018 (16)
- января 2018 (15)
- декабря 2017 (11)
- ноября 2017 (7)
- октября 2017 (10)
- сентября 2017 (8)
- августа 2017 (10)
- июля 2017 (6)
- июня 2017 (8)
- мая 2017 (7)
- апреля 2017 (9)
- марта 2017 (10)
- февраля 2017 (4)
Поделитесь вашими идеями