Развитие БАС: успехи и барьеры

Беспилотные авиационные системы (БАС) сегодня используют военные и врачи, экологи и землемеры, фотографы и путешественники. Интеллектуальный цифровой мониторинг объектов нефтедобычи с помощью беспилотных летательных аппаратов – уже не технологии будущего, а неотъемлемая часть сегодняшнего производственного процесса. В каких еще сферах применяются дроны? Какие основные препятствия стоят на пути широкого внедрения БАС в различные сферы экономики? Об этом мы спросили советника заместителя министра Министерства промышленности и торговли Российской Федерации Романа Сергеевича Наумова.

– Роман Сергеевич, в каких сферах беспилотные авиационные системы в настоящее время применяются наиболее широко?
– Беспилотные авиационные системы все больше проникают в различные сферы деятельности человека, интерес к их использованию обусловлен экономическими, в отдельных случаях научно-техническими аспектами. Более 85% российского рынка услуг БАС сосредоточено на картографировании и мониторинге различных объектов: железных дорог, линии электропередач, дорожных покрытий, мостов, карьеров, нефте- и газопроводов. Активно развивается применение БАС в сельском хозяйстве, сейчас это более 10% рынка. Остальные 5% занимает применение, связанное с другими видами мониторинга – экологического, магнитометрического, разведки ледовой обстановки, мониторинга лесных пожаров. Рассматриваются также перспективы применения БАС для поиска и спасения людей, доставки грузов и пассажиров.

– Как вы уже отметили, БАС успешно применяются для мониторинга протяженных объектов, которыми, в частности, являются энергодобывающие и энергоснабжающие предприятия ТЭК. Известно ли об успешном опыте применения БАС в других сферах?
– Положительным примером применения БАС является проект Национальной технологической инициативы (НТИ) "Цифровая модель типового региона" (ЦМТР) в Тульской области. Проект ЦМТР стал самым масштабным в мире проектом, выполненным с применением БАС. При этом его потенциальный экономический эффект более чем на порядок превышает затраченные средства. 

Более 85% российского рынка услуг БАС сосредоточено на картографировании и мониторинге протяженных объектов: железных дорог, линии электропередач, дорожных покрытий, мостов, карьеров, нефте- и газопроводов

Фактически в результате реализации проекта была выполнена инвентаризация земель Тульской области. Только в населенных пунктах области было выявлено более 60 тыс. самозахватов общей площадью около 3 тыс. га. Рыночная стоимость этих земель превышает 12 млрд рублей. При устранении самозахватов, по консервативной оценке, может быть получено не менее 3,4 млрд рублей единовременно и 165 млн рублей ежегодно в виде налоговых поступлений.

На землях сельхозназначения было выявлено более 220 тыс. га однозначно неиспользуемых земель. Для сравнения: по программе "Дальневосточный гектар" было предоставлено 102 тыс. га. Кадастровая стоимость этих земель составляет 5,5 млрд рублей. При возврате их в сельхозоборот ежегодный прирост доходов Тульской области превысит 5,5 млрд рублей, налоговые поступления – 330 млн рублей.

Мобильная видеоаналитика зачем бизнесу запускать в небо дроны

– Какие основные барьеры стоят на пути развития рынка БАС?
– Тема создания условий для развития производства и применения БАС является предметом нашего пристального внимания. Рынок БАС и услуг на их основе развивается в России не динамично. Это обусловлено тем, что разработчики беспилотных БАС выполняют новые проекты с самого начала, прорабатывая технологии и аппаратно-программные решения заново, либо ориентируются на иностранных поставщиков. Это приводит к существенному удорожанию проектов, увеличению сроков их реализации, отставанию от зарубежных разработок и в конечном счете к недостаточной конкурентоспособности. С другой стороны, отсутствует должный уровень коммерческой заинтересованности частных финансово-производственных структур, федеральных министерств и ведомств в эксплуатации БАС вследствие многих факторов, которые нам известны: повышенного коммерческого риска, нормативной неопределенности, отсутствия наземной и космической инфраструктуры, отсутствия технических средств, позволяющих интегрировать БАС в единое воздушное пространство. Для создания высокоэффективных БАС нам требуется обеспечить проектно-конструкторские организации сформированным научно-техническим заделом (НТЗ). Сроки создания НТЗ должна быть согласованы с готовностью смены поколений БАС.

В настоящие время департаментом авиационной промышленности совместно с ФГБУ НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского" разработаны предложения по формированию единой научно-технической и производственно-экономической политики, направленной на развитие применения БАС. Организовано обсуждение предложений с рядом федеральных министерств и ведомств как дальнейших пользователей БАС и услуг с их использованием, а также с институтами развития.

Источник: Журнал "Системы безопасности" #2, 2019

Сюжеты: Транспорт День эксперта