Привлечение подразделений транспортной безопасности к физической защите объектов

Действующим законодательством РФ определена обязанность для каждого субъекта транспортной инфраструктуры обеспечить защиту своего объекта силами подразделения транспортной безопасности (ПТБ). Однако законодатель все же наделяет транспортное предприятие правом выбора – создавать и аккредитовать свое ПТБ либо привлечь на основании договора стороннюю организацию с наличием необходимого обученного штата сотрудников и соответствующей лицензии. В статье раскроем достоинства и недостатки привлечения аккредитованного ПТБ и разберемся в различиях этого процесса с созданием собственного подразделения. В рубрике "День эксперта" - Иван Тушко, начальник отдела транспортной безопасности СПб ГУП "Пассажиравтотранс".

01-Sep-24-2021-04-21-24-17-AMПодразделение транспортной безопасности, Смоленск

Объекты транспорта нередко становятся средством достижения преступных и противоправных целей лиц и организаций, пытающихся путем совершения антисоциальных акций добиться удовлетворения имущественных, политических, религиозных и иных целей, подвергая при этом опасности сотни человеческих жизней. Преступления террористического характера, как правило, отличаются тщательной подготовкой, изощренностью и, как показывают события последних лет, обращением к новым техническим средствам их совершения1.

Наше государство выстроило систему мер по обеспечению транспортной безопасности, которые каждый субъект транспортной инфраструктуры (СТИ) обязан реализовать для защиты своих объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ) и транспортных средств (ТС). Одна из этих мер – создание или привлечение аккредитованного подразделения транспортной безопасности, которое осуществляет всестороннюю физическую защиту ОТИ.

Транспорт любого государства определяет облик экономического и социального развития2 и является одной из важнейших отраслей экономики и необходимым атрибутом нормальной жизни каждого человека3.

Экономическая выгода

В условиях мировой экономической нестабильности многие транспортные предприятия, решая задачи по обеспечению безопасности, нередко ставят во главу угла экономическую выгоду.

Практика показывает, что для всесторонней защиты объектов транспортной инфраструктуры требуются большие средства, которые можно сравнить с обеспечением деятельности всей транспортной системы. Ни одна страна мира не может себе этого позволить. Сейчас прослеживается тенденция защиты отдельных объектов инфраструктуры, позволяющая снизить ущерб от угроз в сфере транспортной безопасности4.

Привлекая ПТБ, каждый СТИ получает ряд преимуществ с точки зрения экономической выгоды. Снимается финансовая нагрузка на:

  • формирование ПТБ, соответствующего требованиям законодательства РФ (аккредитация в Федеральном дорожном агентстве);
  • подбор штатной численности (обеспечение необходимого резерва с учетом пандемии коронавирусной инфекции COVID-19), что потребует дополнительной работы от отдела кадров;
  • материально-техническое оснащение ПТБ (на каждого сотрудника – обеспечение переносными приборами искусственного освещения, средствами радиосвязи, форменной и постовой одеждой);
  • материально-техническое оснащение сотрудников быстрого реагирования (ГБР): обеспечение спецсредствами каждого работника – наручниками, палками, электрошокерами, бронежилетами, защитными шлемами, средствами связи, носимыми портативными видеорегистраторами с
    функцией аудиозаписи для документирования действий работников;
  • материально-техническое оснащение средствами досмотра (ручной металлодетектор, портативный детектор паров и следов взрывчатых веществ);
  • материально-техническое оснащение экипажа ГБР (брендированные автомобили, единая форма и т.д.);
  • содержание отдельного структурного подразделения предприятия (фонд оплаты труда), что потребует дополнительной работы от экономической службы предприятия;
  • прохождение медицинских комиссий, обучения, аттестации и переаттестации сил обеспечения транспортной безопасности;
  • обеспечение исполнения договора в форме банковской гарантии или внесения денежных средств на случай нарушения договорных обязательств.

02-Sep-24-2021-04-29-47-52-AMСпециальные учения подразделения транспортной безопасности ведомственной охраны Минтранса России, Сочи

Практика показывает, что для всесторонней защиты объектов транспортной инфраструктуры требуются большие средства, которые можно сравнить с обеспечением деятельности всей транспортной системы.
Ни одна страна мира не может себе этого позволить. Сейчас прослеживается тенденция защиты отдельных объектов инфраструктуры, позволяющая снизить ущерб от угроз в сфере транспортной безопасности.

Юридическая ответственность

Многие вышеперечисленные факторы оказываются решающими при решении субъекта транспортной инфраструктуры о формировании собственного либо привлечении стороннего подразделения транспортной безопасности.

В то же время транспорт относится к числу повышенных источников опасности, угрожающих жизни и здоровью людей, окружающей природной среде, имуществу3. Поэтому неотъемлемым требованием к транспортной инфраструктуре и транспортным средствам является способность противостоять любым видам угроз и противоправных посягательств5. Именно такое требование и предъявляется СТИ к привлеченному аккредитованному подразделению транспортной безопасности.

Хотелось бы также отметить достоинства привлечения стороннего ПТБ с точки зрения юридической ответственности:

  • при проведении проверок контрольными и надзорными органами (в том числе Ространснадзором, органами прокуратуры и т.д.) ответственность за действия должностных лиц подразделения транспортной безопасности несет именно юридическое лицо, с которым заключен договор;
  • в случае вынесения административных штрафов за нарушения требований законодательства по ТБ взыскание убытков происходит в порядке регресса;
  • при возникновении конфликтных и нештатных ситуаций с пассажирами (выявление в пассажиропотоке лиц в алкогольном или наркотическом опьянении; лиц, находящихся в розыске правоохранительными органа ми; лиц, нарушающих правила проведения досмотра или правил пересечения государственной границы) руководство ПТБ несет ответственность за объективность действий своих сотрудников в рамках действующего законодательства, в том числе в случаях применения физической силы и рассмотрения вопроса превышения должностных полномочий;
  • при обращении граждан (согласно ФЗ-59 "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ") вопросы правильности проведения досмотровых мероприятий в отношении пассажиров рассматриваются руководством подразделения транспортной безопасности.

03-Sep-24-2021-04-33-22-80-AMГруппа быстрого реагирования подразделения транспортной безопасности "Юг"

Опыт привлечения ПТБ

Существующие угрозы в сфере работы транспорта и объектов транспортной инфраструктуры обусловливают актуальность изучения теоретических и практических вопросов обеспечения транспортной безопасности6. Поэтому хотелось бы обобщить другие преимущества привлечения подразделения транспортной безопасности:

  • объективность проведения проверок и контроля действий работников подразделения транспортной безопасности сотрудниками субъекта транспортной инфраструктуры, которые не связаны друг с другом трудовыми отношениями;
  • возможность привлечь ПТБ уже с наличием в штате аттестованных, обученных работников, имеющих необходимые опыт и навыки (при создании собственного подразделения транспортной безопасности возрастает риск набора сотрудников без наличия опыта в обеспечении транспортной безопасности);
  • разработка организационно-распорядительных документов (должностные инструкции, положение о ПТБ и др.) возложена на подразделение транспортной безопасности, правом субъекта транспортной инфраструктуры остается проверка данных документов;
  • двойной контроль выполнения сотрудниками ПТБ своих должностных обязанностей (со стороны администрации субъекта транспортной инфраструктуры и со стороны руководства подразделения транспортной безопасности);
  • отсутствие необходимости лицензирования отдельных видов деятельности и внесения изменений в устав субъекта транспортной инфраструктуры;
  • проверка лиц на соответствие ст. 10 Федерального закона № 16-ФЗ (ограничения при выполнении работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности) также возлагается на руководство ПТБ;
  • в соответствии с приказом Минтранса № 145 аккредитованное подразделение транспортной безопасности лишается свидетельства об аккредитации, если в течение года совершены два и более административных правонарушения в сфере ОТБ. При этом субъекты транспортной инфраструктуры в преддверии крупных культурно-массовых мероприятий проверяются гораздо чаще отдельных аккредитованных подразделений транспортной безопасности.

Узнайте, что будет на ТБ Форуме 2022

05 (1)Подразделение транспортной безопасности "Дубровник"

Скорость принятия решений

Все перечисленное можно отнести к достоинствам привлечения любого ПТБ, однако важна объективность оценки в проведении такого важного мероприятия.

К недостаткам привлечения стороннего ПТБ хотелось бы отнести увеличение времени на реагирование и решение отдельных задач:

  • применение порядка информирования и порядка реагирования, которые являются приложениями к плану ОТБ объекта транспортной инфраструктуры;
  • принятие решений в рамках реагирования на нештатные ситуации (акты незаконного вмешательства, выявление и задержание посторонних лиц, применение физической силы) нередко замедляется из-за двойного согласования (руководства ПТБ и администрации СТИ);
  • проведение служебных проверок в отношении должностных лиц, допустивших какие-либо нарушения законодательства РФ или правил внутреннего распорядка;
  • применение средств индивидуальной защиты сотрудниками подразделения транспортной безопасности в целях нераспространения коронавирусной инфекции COVID-19 никак не установлено и не может быть регламентировано договорными отношениями.

Выступить на онлайн-конференции >>

Юридические риски

Важно понимать, что административная ответственность, предусмотренная КоАП РФ за нарушения законодательства о транспортной безопасности, разграничивает меры в отношении физических и должностных лиц, юридических лиц и ИП. И как было сказано ранее, в случае проверки Ространснадзором административную ответственность за действия конкретного должностного лица ПТБ несет его руководство. Однако с административной ответственностью юридических лиц не все так однозначно.

В свою очередь, ст. 11.15.1 КоАП РФ прямо разграничивает умышленные и неосторожные нарушения требований в области транспортной безопасности, налагая разные санкции. В УК РФ такого разграничения нет7.

Практика показывает, что для всесторонней защиты объектов транспортной инфраструктуры требуются большие средства, которые можно сравнить с обеспечением деятельности всей транспортной системы.
Ни одна страна мира не может себе этого позволить. Сейчас прослеживается тенденция защиты отдельных объектов инфраструктуры, позволяющая снизить ущерб от угроз в сфере транспортной безопасности.

Ранее юридическая ответственность была уже затронута при перечислении достоинств привлечения ПТБ. Однако существуют и так называемые юридические риски:

  • в соответствии с 16-ФЗ "О транспортной безопасности" обеспечение транспортной безопасности ОТИ и ТС возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчиков, которые несут ответственность за неисполнение требований в области обеспечения транспортной безопасности согласно законодательству РФ (таким образом, администрация СТИ так или иначе будет нести ответственность за действия стороннего ПТБ, неся все такую же административную и уголовную ответственность);
  • в случае наступления претензионной работы и взыскания штрафов привлекаются дополнительные юридические ресурсы СТИ, затягивается деловая переписка;
  • заказчик имеет право расторгнуть договор в предусмотренных этим договором случаях. Однако даже в случаях грубого нарушения договора и его расторжения СТИ оставляет свой ОТИ без защиты в связи с необходимостью соблюдения законодательства о закупочной деятельности.

Что касается вопросов ответственности, то действующая редакция закона содержит лишь одну отсылочную норму, которая касается только ответственности перевозчиков и субъектов транспортной инфраструктуры, а между тем ответственность за состояние безопасности в транспортном комплексе в первую очередь должно нести государство в лице органов государственной власти8.

Новое подразделение транспортной безопасности – новые проблемы

Договорные отношения СТИ и привлеченного ПТБ ограничены конкретным сроком действия договора, который, как правило, составляет 1 год. В связи с этим СТИ несет риск, что ежегодно обеспечивать защиту ОТИ будет новый ПТБ, а это, в свою очередь, приводит к следующим недостаткам:

  • незнание особенностей эксплуатации установленных на объекте технических средств ОТБ;
  • незнание особенностей пункта управления ОТБ объекта;
  • незнание особенностей технических и технологических характеристик ОТИ;
  • незнание структурных особенностей СТИ.

Данные особенности, безусловно, носят временный характер и при правильной организации взаимодействия СТИ и ПТБ уходят в прошлое спустя 1–2 месяца, так как любой исполнитель адаптируется под требования заказчика. Однако эти 1–2 месяца ОТИ более уязвим к внешним угрозам.

05 (2)-1Задержание нарушителя сотрудниками группы быстрого реагирования ПТБ, международный аэропорт Белгород

Главное – выбор

В транспортной сфере акт незаконного вмешательства – это соответствующие действия или бездействие человека, нарушающие состояние защищенности транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры9. Любое ПТБ, привлеченное или собственное сформированное, должно обеспечивать эту защищенность и предотвращать акты незаконного вмешательства.

Конкуренция в мировой экономике и транспортной сфере обостряется. В этих условиях соответствие уровня транспортной безопасности международным стандартам становится тем признаком, отсутствие которого лишает Россию возможности использовать свои огромные преимущества, которые дает ей уникальное территориальное расположение на Евразийском континенте10.

Именно по этой причине требования к аккредитованным ПТБ по видам транспорта должны иметь высокую планку и жесткий контроль со стороны контрольно-надзорных органов. Не секрет, что юридические лица, которые проходят процедуру аккредитации и заключают договоры на защиту ОТИ, имеют перед собой главную задачу по увеличению прибыли, отодвигая вопрос качества оказания услуг на задний план. В то же время все СТИ хотят не только получить качественную услугу по защите объекта, но и минимизировать все риски, в том числе связанные с юридической и уголовной ответственностью.

Опыт привлечения стороннего ПТБ в условиях современной экономической обстановки и действующего законодательства РФ показывает наличие безусловных достоинств и ряда недостатков. Главным же преимуществом для СТИ при решении вопроса о привлечении либо создании собственного ПТБ является право выбора в зависимости от собственных нужд и возможностей.

1 Пестов Н.Н. Угрозы безопасности объектов железнодорожного, воздушного и водного транспорта. Основные направления деятельности по обеспечению транспортной безопасности органов внутренних дел на транспорте МВД России // Труды Академии управления МВД России. 2015. № 2 (34). С. 34–38.
2 Матюхин О.И. Проблемные вопросы, связанные с обеспечением безопасности на объектах транспорта // Академическая мысль. 2021. № 2 (15). С. 143–145.
3 Зырянов С.М., Кузнецов В.И. Транспортная безопасность и система субъектов ее обеспечения // Журнал российского права. 2012. № 12. С. 5–12.
4 Сидоренко А.В., Махина С.Н. Обеспечение транспортной безопасности в современном понимании // Проблемы правоохранительной деятельности. 2018. № 4. С. 114–116.
5 Мотин В.В. Проблемы обеспечения транспортной безопасности при развитии современных информационных технологий // Транспортное право. 2013. № 2. С. 5–6.
6 Майоров В.И. Правовое регулирование деятельности подразделений транспортной безопасности // Вестник Уральского юридического института МВД России. 2019. № 1. С. 35–40.
7 Рязанов Н.С. Акты незаконного вмешательства как основная угроза транспортной безопасности Российской Федерации // Сибирское юридическое обозрение. 2017. № 3. С. 131–136.
8 Тимченко А.В. Нормативно-правовые аспекты транспортной безопасности // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2010. № 1. С. 53–58.
9 Саркисова В.Г. Уголовно-правовое обеспечение безопасности объектов транспортной инфраструктуры // Диссертация. 2014. С. 195.
10 Швец О.В., Симонова О.В., Зливко А.П. Транспортная безопасность в современном мире // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. 2016. Section 11. С. 114–116.
 
Сюжеты: ТБ Форум Транспорт Антитеррор День эксперта