Предложения по совершенствованию организации антитеррористической защищенности объектов ТЭК

Свои предложения по совершенствованию системы антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса в рубрике "День эксперта" представляет Андрей Чеховский, Руководитель Департамента защиты ресурсов ПАО "Интер РАО".

Система физической защиты объекта ТЭК включает в себя:

а) персонал физической защиты;

б) комплекс организационных, административных и правовых мероприятий;

в) инженерно-технические средства охраны.

Анализируя эти показатели, можно сделать вывод, что в целом защищённость объектов ТЭК от актов незаконного вмешательства, в том числе террористических актов, оценивается как недостаточная.

Основные причины:

1. Не в полной мере на государственном уровне урегулированы мероприятия по организации системы физической защиты объектов ТЭК

1.1. Персонал физической защиты:
  • отсутствует базовая система подготовки сотрудников служб безопасности (набираются пенсионеры правоохранительных органов или силовых структур; существующие курсы повышения квалификации предназначены для изучения организации выполнения отдельных мероприятий) и, как следствие, отсутствуют требования к профессиональному уровню сотрудников;
  • отсутствует четкое государственное требование к количественному наличию сотрудников служб безопасности в субъекте ТЭК или на объекте ТЭК;
  • государственный контроль за выполнением задач физической защиты объектов ТЭК подразделениями охраны отсутствует;
  • недостаточные требования: к лицензированию охранников ФГУП, которые не предусматривают наличие профессиональных действий в составе караула, наряда, группы для предотвращения актов незаконного вмешательства при охране объектов; к возрастному ограничению охранников; к физической подготовке охранников.

экспозиция_3

 1.2. Комплекс организационных, административных и правовых мероприятий:

  • отсутствует конкретно установленная модель нарушителя и расчетный сценарий совершения акта незаконного вмешательства на объекте ТЭК для каждого субъекта Российской Федерации;
  • перечень критически важных объектов ТЭК неактуален и, как следствие, отсутствует требование о присвоении категории опасности не ниже определенного уровня;
  • категория объекту ТЭК присваивается только по степени его потенциальной опасности, но не «нужности» и «важности». Учитываются критерии возможных зон ЧС. Объекты ТЭК рассматриваются, как склады хранения опасных веществ;
  • отсутствует перечень основных планирующих, распорядительных и информационных документов на объекте ТЭК, регламентирующих организацию антитеррористической защищённости;
  • форма паспорта безопасности объекта ТЭК определена 256-ФЗ, внесение в неё назревших изменений носит длительный период;
  • формы актов обследования и категорирования, плана охраны объекта ТЭК предложены Методическими рекомендациями, не являющимися локальным нормативным актом, и носят рекомендательный характер;
  • форма акта обследования объекта, составляемая при проведении анализа уязвимости объекта (согласно 458-ПП), не установлена;
  • отсутствуют принципы организации физической защиты объектов ТЭК и порядок несения службы, как в повседневном режиме, так и в режиме угрозы совершения террористического акта. В локальных нормативных актах ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России эти вопросы в полном объеме не раскрываются;
  • не определен порядок охраны объектов ТЭК в особый период;
  • государственный контроль (надзор) за обеспечением безопасности объектов ТЭК осуществляется исключительно за составом и качественными показателями инженерных и технических средств охраны;
  • не регламентирован порядок организации, подготовки и проведения ежегодных обязательных учений, не определены формы планирующих и отчетных документов;
  • отсутствуют подзаконные документы по выполнению Указа Президента Российской Федерации от 14 июня 2012 года № 851 «О порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства».

 1.3. Инженерно-технические средства охраны:

  • Правила по обеспечению безопасности и антитеррористической защищённости объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 года № 458, с одной стороны носят избыточный характер, с другой – комплексы ИТСО создаются равнообъёмные по всему периметру, не учитывают наличие наиболее вероятных участков для проникновения и их укрепление ИСО;
  • требования к наличию ИТСО по некоторым вопросам противоречат требованиям пожарной и промышленной безопасности, требованиям Ростехнадзора;
  • затраты на модернизацию и техническое обслуживание ИТСО не включаются в тариф на электроэнергию.

2. На региональном уровне (субъекты Российской Федерации) не в полной мере решаются вопросы организации антитеррористической защищённости и физической защиты объектов:

2.1. В составы комиссий или рабочих групп включаются представители территориальных подразделений МВД, ФСБ и ФСВНГ России, зачастую не являющиеся специалистами по организации антитеррористической защищённости и физической защиты объектов.

2.2. Работа по организации антитеррористической защищённости и физической защиты объектов ТЭК сводится к:

  • проведению антитеррористических учений на объекте ТЭК, больше носящих показной характер;
  • проведению оперативных экспериментов с попытками проникновения и установки муляжей взрывных устройств;
  • проведению контрольных проверок, в первую очередь, состава комплекса ИТСО.
2.3. Продолжаются проверки АТЗ объектов ТЭК сотрудниками территориальных подразделений МВД и ФСБ России. При этом в актах проверки указываются недостатки, выявленные сотрудниками ФСВНГ России в ходе контрольных проверок.
Сюжеты: Промышленность Антитеррор Нефтегаз и ТЭК День эксперта