Опыт обеспечения пожарной безопасности на примере гостиничного комплекса "Охтинская"

25 марта 2018 года в Кемерово случилась трагедия – загорелся торгово-развлекательный центр, в пожаре погибли люди – по данным МЧС, 64 человека, из них 41 ребенок. В настоящее время ведётся следствие и точных данных о причине пожара нет, предварительно классическое – неисправность электропроводки. Поэтому анализировать можно только действия персонала комплекса при данной чрезвычайной ситуации, реагирование МЧС, систему информирования о возникновении ЧС, работоспособность системы принудительного пожаротушения (если была и работала, а не на бумаге), а также общую готовность людей, приходящих в ТРК или другое место массового пребывания, к действиям в условиях ЧС.

Из того, что в результате случилось, видно, что все вышеперечисленные факторы и привели к трагедии. Я не беру саму причину – из-за чего загорелось, это дело следствия. Но на своем уровне сделал определённые выводы.

Действия персонала являются основополагающими при локализации возможных последствий ЧС. Самое страшное, что может случиться – это возникновение паники и, как следствие, неуправляемое поведение посетителей. В моем случае – гостей отеля. Поэтому нами была разработана инструкция по поведению сотрудников отеля при возникновении ЧС, в которой подробно отражено, кто и что должен делать. Важное место в ней отводится информированию подразделения МЧС о ситуации, а также проведение первичных действий, информирующих гостей отеля о происходящем, и проведение мероприятий по эвакуации людей. Также следует отметить контроль за тем, чтобы никто не остался в номере или офисном помещении. Для этого разработано штатное расписание, по которому конкретный сотрудник должен обойти конкретные помещения.

При проведении на базе гостиницы «Охтинская» региональных учений по ГО и ЧС правильность подхода себя оправдала – некоторые гости и сотрудники фирм арендаторов не реагируют на сигналы оповещения, приходится выводить буквально за руку. Что подтверждает общую неподготовленность граждан к действиям в ЧС. Это две крайности – «пофигизм» и паника. Причем одно может переходить в другое. Особенно когда сталкиваешься с иностранным гостем в неадекватном состоянии.

гостиница Охтинская 

Правильное и понятное расположение указателей путей эвакуации, уверенное поведение сотрудников отеля и службы безопасности – все это организационные меры, которые вроде бы всем понятны и ничего не стоят, но работают эффективно. Мы их нарабатываем, проводя плановые тренировки. Стоит отметить и поблагодарить за участие в них сотрудников МЧС, которые на удивление легко откликнулись на предложение в таких мероприятиях участвовать.

Отдельно хочу сказать о проводимых на базе гостиницы «Охтинская» региональных учениях по ГО и ЧС. В них отрабатывался комплекс мер по действиям в условиях возгорания в гостинице в нескольких местах с учетом высотности здания (14 этажей).

Как раз все вышеперечисленные действия и имели место. Причем находящиеся в отеле посетители и гости заранее не предупреждались. Был развернут штаб с системой оперативного телевидения, эвакуация происходила с различных этажей, в том числе с применением специальной техники.

Гостиница Охтинская_учения МЧС

Выявленные на учениях недостатки, в основном, касались человеческого фактора – в стрессовой ситуации, казалось бы, простые действия, понятные и отработанные в обычных условиях, становятся почему-то трудно выполнимыми.

Поэтому основным уроком трагедии в Кемерово считаю необходимость наработки действий персонала объектов с массовым пребыванием людей в чрезвычайной ситуации.

Сюжеты: День эксперта Пожарная безопасность