Обеспечение пожарной безопасности железнодорожного подвижного состава ОАО "РЖД": важны качественные, а не количественные результаты

Функционирование железнодорожного транспорта представляет собой сложный и специфический процесс, стабильность которого зависит от слаженной работы всех его участников. Начальник отдела организации пожарного надзора и пожарной автоматики ФГП ВО ЖДТ России Николай Мингалев рассказал о том как обстоит дело с защищенностью транспорта и объектов ОАО "РЖД" от пожаров, уровне оснащения подвижного состава техническими средствами защиты, направлении развития технологий обеспечения пожарной безопасности на РЖД, а также о наиболее актуальных задачах и путях их решения.

Какая работа проводится ведомственной охраной для профилактики пожаров на объектах ОАО "РЖД"?

Пожарные инспекторы ведомственной пожарной охраны ФГП ВО ЖДТ России на протяжении всего года ведут планомерную работу по качественному проведению детальных и контрольных пожарно-технических обследований на стационарных объектах и подвижном составе железнодорожного транспорта – им подвергаются каждый стационарный объект и каждая единица подвижного состава. По итогам проведенной работы оформляется предписание на устранение выявленных нарушений требований пожарной безопасности с указанием конкретных сроков и вручается руководителю структурного подразделения ОАО "РЖД", а если нарушение влечет за собой потенциальную угрозу и может послужить возникновению пожара, то наши пожарные инспекторы выносят предписание о приостановлении эксплуатации объекта, отдельного помещения, единицы подвижного состава или электрооборудования, угрожающего безопасности пассажиров или работников компании. В этом случае, пока выявленное нарушение не устранено, эксплуатация запрещена.

Кроме того, должностные лица ФГП ВО ЖДТ России, на которых возложены организация и осуществление профилактики пожаров, наделены правами направлять представления руководителям структурных подразделений компании о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, нарушающих требования пожарной безопасности и не принимающих должных мер к устранению выявленных нарушений. Основной задачей пожарного инспектора ведомственной пожарной охраны ФГП ВО ЖДТ России является достижение качественных, а не количественных результатов работы.

Николай Мингалев, ФГП ВО ЖДТ

Какие новые технологии и средства защиты применяются для охраны объектов и подвижного состава ОАО "РЖД" от пожаров?

Объекты оборудуются системами противопожарной защиты. Это и пожарная сигнализация, и системы пожаротушения, и система оповещения о пожаре и управления эвакуацией людей. На транспорте в основном все они автоматические и в случае необходимости сработают без участия человека. 

В автоматических системах пожаротушения применяется инновационный состав Novec 1230 – это своего рода жидкость без цвета и запаха, иногда называемая сухой водой. Визуально жидкость похожа на чистую воду и является диэлектриком, слабо смачивает и не является растворителем, вследствие этого она и получила название "сухая вода". Имеет слабые молекулярные связи, распадается под действием ультрафиолета, не влияет на работающую электронику, не разрушает бумажные документы. Эти свойства обеспечили применимость Novec 1230 в системах пожаротушения для серверных помещений и другой электроники, постов электрической централизации.

Какие мероприятия для обеспечения противопожарной защиты подвижного состава и стационарных объектов ОАО "РЖД" вы считаете самыми важными?

В данной работе главное – не ликвидировать пожар, а предотвратить его возникновение. С этой целью ведется постоянная работа по оснащению как железнодорожного подвижного состава, так и стационарных объектов ОАО "РЖД" техническими средствами противопожарной защиты (автоматическими установками пожарной сигнализации и пожаротушения – АУПС и АУПТ).

Немаловажным является осуществление качественного проведения профилактических мероприятий, направленных на недопущение возникновения возгорания, таких как обучение персонала требованиям правил пожарной безопасности (в том числе и по программам пожарно-технического минимума), умение работников компании пользоваться первичными средствами пожаротушения и индивидуальными средствами спасания при пожаре. Несколько слов хочется сказать о пожарных поездах, которые принимают непосредственное участие в тушении пожаров и ликвидации ЧС.

На сети железных дорог компании находятся в режиме постоянной боевой готовности 310 пожарных поездов, в том числе три из них на территории Республики Крым (на станциях Симферополь, Джанкой и Айвазовская). Деятельность боевых расчетов пожарных поездов по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона 69-ФЗ "О пожарной безопасности", нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, а также методических рекомендаций по тушению пожаров на железнодорожном транспорте, разработанных специалистами ведомственной пожарной охраны и ОАО "РЖД". В рамках реализации инвестиционного проекта ОАО "РЖД" "Пожарная безопасность" в период с 2011 г. построены и введены в боевой расчет 134 пожарных поезда нового поколения, которые оснащаются новейшим пожарным оборудованием для эффективного тушения пожаров.

Насколько важна работа систем оповещения о пожаре и управления эвакуацией для защиты пассажиров?

Система оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) – одна из наиболее важных составляющих системы безопасности. Основное назначение системы оповещения – это предупреждение находящихся, например, в здании вокзала людей о пожаре или другой чрезвычайной ситуации, а также координация их действий при осуществлении эвакуации. СОУЭ представляет собой комплекс организационных мероприятий и технических средств, предназначенных для решения этих задач.

На чем нельзя экономить при оснащении железнодорожного транспорта и объектов инфраструктуры техническими средствами противопожарной защиты?

На безопасности экономить нельзя – это прописная истина. Ведь за словом "безопасность" стоят жизни и здоровье людей. Поэтому пожарными инспекторами ведомственной пожарной охраны при проведении обследований объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта особое внимание уделяется оснащению именно современными системами противопожарной защиты, на что, в свою очередь, ОАО "РЖД" выделяет средства для достижения желаемого результата.

Как обстоит дело с защищенностью транспорта и объектов ОАО "РЖД" от пожаров?

Весь подвижной состав РЖД оборудуется современными средствами обнаружения и тушения пожаров. На всех типах локомотивов эксплуатируются автоматические установки пожарной сигнализации и пожаротушения. В РЖД существует четкая система техобслуживания и ремонта локомотивов. Работы выполняются сервисными организациями и локомотиворемонтными заводами. Капитальный ремонт локомотива (КР) выполняется для восстановления эксплуатационных характеристик, исправности локомотива и его ресурса, близкого к полному. 

Основными требованиями РЖД при закупке локомотивов и других видов подвижного состава в части оснащения системами противопожарной защиты (АУПС и АУПТ) являются: 

  • выполнение соответствующих требований действующих нормативных правовых актов и документов по пожарной безопасности в части защиты локомотивов АУПС и АУПТ; 
  • соответствие АУПС и АУПТ требованиям действующих нормативных правовых актов и документов по пожарной безопасности;
  • высокая надежность систем;
  • соотношение цены и качества;
  • возможно большая унификация;
  • простота и невысокая стоимость эксплуатации и технического обслуживания.
С какими трудностями вы сталкиваетесь в работе по обеспечению пожарной безопасности на объектах ОАО "РЖД"? Чем они вызваны? Как должны быть решены?

Одна из трудностей при осуществлении профилактики пожаров – это неактуальность нормативной базы. Старые документы уже не отвечают современным требованиям, а новые еще не утверждены. Например, в настоящее время завершается согласование последней редакции проекта "Правил противопожарного режима при эксплуатации железнодорожного подвижного состава", которые должны заменить ППБО-109-92.

В каком направлении, по вашему мнению, будут развиваться технологии обеспечения пожарной безопасности на РЖД?

Все применяемые в пожарной безопасности технологии должны быть безопасны для людей и соответствовать следующим требованиям:

  • высокая надежность;
  • простота, невысокая стоимость эксплуатации;
  • большая унификация систем.

ТБ Форум 2019 — это непрерывная программа коммуникаций заказчиков, регуляторов и поставщиков: еженедельные встречи разработчиков с крупными заказчиками, круглые столы и рабочие группы, а в феврале - всероссийский смотр технологий и 12 отраслевых конференций.

Программа встреч с заказчиками в рамках ТБ Форума - это часть комплексной услуги для участников и партнеров ТБ Форума. На встречах заказчики обсуждают с поставщиками конкретные задачи и желаемые эффекты от внедрения СБ — 3-4 встречи в месяц c заказчиками по всем целевым группам/сегментам ТБ Форума. В расписании -- мероприятие в Центре инновационного развития ОАО РЖД. Скачать расписание встреч можно по ссылке www.tbforum.ru/buyer-meetings

Сюжеты: Транспорт День эксперта Пожарная безопасность