На страже национальной безопасности: взаимодействие власти и бизнеса

В рамках подготовки ТБ Форума об актуальности вопросов и задач в интересах обеспечения национальной безопасности на примере промышленной, нефтегазовой отраслей и топливно-энергетического комплекса, системном взаимодействии федеральных органов власти, профессиональных и общественных объединений, российских предприятий и отечественных производителей рассказал Михаил Васильевич Козлов, сенатор, член комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, член Организационного комитета Форума "Технологии безопасности": риск-ориентированный подход, законодательные инициативы в ответ на новые угрозы для устойчивой работы российских производств, регулярный диалог органов государственной власти, предприятий и российских разработчиков оборудования.

Козлов

Риск-ориентированный подход в обеспечении национальной безопасности

В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию акцентировано: "скорость технологических изменений нарастает стремительно, идет резко вверх. Тот, кто использует эту технологическую волну, вырвется далеко вперед. Технологическое отставание, зависимость означают снижение безопасности и экономических возможностей нашей страны".

Появление контролеров на предприятиях "оправданно только на объектах с повышенным риском. В остальных случаях должны использоваться дистанционные методы контроля. В течение двух лет необходимо перевести всю систему контроля и надзора на риск-ориентированный подход".

В рамках "правительственного часа" на 438-м заседании Совета Федерации 27 июня выступил руководитель Ростехнадзора Алексей Владиславович Алёшин. В своём выступлении он отметил, что риск - ориентированное регулирование с  2014  года уже применяется в области промышленной безопасности (116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"), с  начала 2017 года на аналогичную модель переведен и надзор в области безопасности гидротехнических сооружений. Подготовлены проекты нормативных актов, предусматривающие применение риск - ориентированных подходов при осуществлении федерального государственного энергетического надзора.

Для реализации дистанционных методов контроля российскими разработчиками создан не имеющий мировых аналогов продукт, который в режиме реального времени позволяет отслеживать и оценивать риски развития аварийных ситуаций на опасных производственных объектах.

Программный комплекс подключается к действующим системам контрольно-технологических процессов на  предприятиях (АСУТП). В настоящее время проходят тестовые испытания комплекса на  опасных производственных объектах различных отраслей, проходит межведомственные согласования законопроект, определяющий правовую основу такой работы.

Планируется внедрение системы "Электронный инспектор". Собственники и  эксплуатанты опасных производственных объектов получат возможность в личном кабинете пройти предварительную проверку (или самопроверку) соблюдения требований безопасности. Программный комплекс, информационная база которого будет содержать все обязательные требования к  производственным объектам, в  автоматическом режиме проанализирует состояние безопасности на  конкретном объекте, сформирует перечень нарушений и выдаст информацию о  санкциях, которые будут применены в случае их выявления реальным инспектором.

Одним из примеров обеспечения комплексной безопасности является работа, проведенная в угольной отрасли: на всех шахтах в соответствии с новыми нормативами деятельности внедрены многофункциональные системы безопасности, сложные комплексы, которые контролируют практически всю ситуацию – и с рудником, и с пылью, и рабочими местами шахтеров,  – комплексы достаточно эффективные и надежные.

Законодательные инициативы — ответ на новые угрозы для устойчивой работы российских производств

Вспомним о новых законодательных требованиях по защите объектов критической информационной инфраструктуры (КИИ). C 1 января 2018 года вступил в силу 187-ФЗ "О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации", по которому субъекты КИИ — владельцы объектов КИИ и  лица, обеспечивающие взаимодействие таких объектов, обязаны провести их категорирование, обеспечить безопасность и  подключиться к  Государственной системе обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак. 

С появлением технологий "Интернета вещей" (удаленного управления автоматизированной работой различных объектов), Больших Данных  и Машинного Обучения, средства для компьютерных атак становятся все более продвинутыми,  охватывают все больше информационных систем и  ресурсов.  Компьютерные атаки глобального масштаба на  государственные информационные системы и  ресурсы, информационные ресурсы предприятий и отраслевых систем управления могут привести к  самым негативным последствиям для экономики, повлечь за собой вред для здоровья и жизни людей.

Указ Президента Российской Федерации  от 06.05.2018 N 198 "Об Основах государственной политики Российской Федерации в области промышленной безопасности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу" установил цели, принципы, основные направления и  задачи государственной политики, определил инструменты ее реализации. Аналогичный документ в настоящее время подготавливается в  области ядерной и  радиационной безопасности.

В статье 26 Указа Президента РФ устанавливается, что: "Государственная политика в области промышленной безопасности осуществляется посредством скоординированной и целенаправленной деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и граждан"

Далее, "промышленная безопасность - определяемое комплексом технических и организационных мер состояние защищенности промышленного объекта, которое характеризуется стабильностью параметров технологического процесса и исключением (сведением к минимуму) опасности возникновения аварии или инцидента, а в случае их возникновения - отсутствием опасности воздействия на людей опасных и вредных факторов и угрозы причинения вреда имуществу юридических и физических лиц, государственному или муниципальному имуществу".

Риски и угрозы при обеспечении комплексной безопасности и защищенности объектов промышленности, нефтегазовой отрасли и энергетики

Обсуждая вопросы безопасности и защищенности объектов промышленности, нефтегазовой отрасли и энергетики, можно выделить два класса проблем. 

Первый, "из будущего" – бурное мировое технологическое развитие, о котором настоятельно сказано в Послании Президента РФ. Новые производственные технологии и новейшее оборудование с АСУТП и удаленным управлением через Интернет, Интернет вещей, Большие Данные, цифровые технологии и сверхбыстрая связь, автоматическое цифровое производство.

Соответственно, комплексная безопасность заключается в уверенной адаптации технологических процессов, наших специалистов к новым технологическим возможностям в условиях глобальной конкуренции, в парировании новых угроз для устойчивой (штатной) работы российских производств.

Второй - "из прошлого". Основными причинами аварийности и смертельного травматизма являются:

  • неудовлетворительная организация производственных процессов, низкий уровень технологического управления, недостаточность навыков при действиях в аварийных ситуациях;
  • формальная и неэффективная деятельность служб производственного контроля; 
  • сознательное пренебрежение требованиями и  правилами промышленной безопасности;
  • износ основных производственных фондов. "60 - 70 процентов оборудования, применяемого на опасных производственных объектах, отработало нормативные сроки службы. При таких условиях потенциальный социально-экономический ущерб от аварий может оцениваться в 600 - 700 млрд. рублей в год".

Соответственно, комплексная безопасность заключается в продуманном и нормативно - определенном обновлении производственных технологий и оборудования, повышении квалификации работников (непрерывное образование), обеспечении неукоснительного соблюдения обязательных требований безопасности, устойчивого поддержания технологической, производственной дисциплины, что достигается системной технологической и организационной деятельностью в сфере промышленной безопасности.

Постоянный диалог органов государственной власти, предприятий и российских разработчиков оборудования

В условиях непростой международной обстановки Совет Федерации уделяет особое внимание обеспечению безопасности нашей страны, ее технологической независимости. Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности поддерживает Международный форум "Технологии безопасности" — ключевое отраслевое событие и авторитетную площадку для демонстрации отечественных технических средств безопасности и обмена опытом по актуальным вопросам обеспечения национальной безопасности.

Конгрессная часть Форума проходит при системном взаимодействии федеральных органов государственной власти, профессиональных и общественных объединений, производителей, объединенных в Организационный комитет.

Профессиональное обсуждение концепции и проблемных вопросов национальной безопасности в рамках мероприятий Форума должно в полной мере учитывать положения руководящих документов, и привнести в решение актуальных проблем комплексной безопасности живой опыт работы на производстве и инновационный, творческий подход.

Оргкомитет и Дирекция Форума "Технологии безопасности" получают большое количество запросов от крупнейших российских предприятий о содействии в настройке диалога с производителями и поставщиками систем и решений безопасности, чтобы получать больше предложений, отвечающих  организационным, техническим, технологическим, действующим регуляторным условиям. Известно, что до 80 процентов предложений поставщиков систем и решений безопасности не учитывают в полной мере особенности различных производственных объектов.

Идея объявить Всероссийский смотр решений и технологий для обеспечения безопасности и террористической защищенности объектов и инфраструктуры, проводить подготовительные мероприятия в течение всего года, выработанная Оргкомитетом Форума "Технологии безопасности", является ответом на запрос крупнейших предприятий — участников Форума. 

По решению Оргкомитета с 2017 года в рамках подготовки Форума "Технологии безопасности" по каждому направлению работы Форума организуются рабочие группы, проводятся заседания и консультационные встречи. 

Такая организация работы позволяет:

  • Осуществлять постоянный диалог предприятий, российских разработчиков оборудования, надзорных органов, в частности для реализации политики импортозамещения;
  • Помочь отечественным поставщикам решений сориентироваться в особенностях требований и запросов конкретных производств и отраслей;
  • Определить подходы к решению инженерных, организационных и методических задач, достаточно сложных из-за часто противоречивых исходных условий, поднять на новый уровень инжиниринг систем безопасности;
  • Определить перечень оборудования и технологий, которые будут демонстрироваться на Всероссийском смотре решений и технологий в рамках Форума 2019: только лучшие решения, отвечающие требованиям безопасности в отраслях российской экономики;
  • Поддержать формирование актуальной и практической "повестки дня" крупнейших отраслевых конференций в рамках Форума 2019.

Уверен, что XXIV Международный форум "Технологии безопасности" запомнится высоким профессиональным уровнем и плодотворным сотрудничеством государства, бизнеса и гражданского общества в сфере обеспечения безопасности России.

Сюжеты: День эксперта