В рамках подготовки ТБ Форума об актуальности вопросов и задач в интересах обеспечения национальной безопасности на примере промышленной, нефтегазовой отраслей и топливно-энергетического комплекса, системном взаимодействии федеральных органов власти, профессиональных и общественных объединений, российских предприятий и отечественных производителей рассказал Михаил Васильевич Козлов, сенатор, член комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, член Организационного комитета Форума "Технологии безопасности": риск-ориентированный подход, законодательные инициативы в ответ на новые угрозы для устойчивой работы российских производств, регулярный диалог органов государственной власти, предприятий и российских разработчиков оборудования.
Риск-ориентированный подход в обеспечении национальной безопасности
В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию акцентировано: "скорость технологических изменений нарастает стремительно, идет резко вверх. Тот, кто использует эту технологическую волну, вырвется далеко вперед. Технологическое отставание, зависимость означают снижение безопасности и экономических возможностей нашей страны".
Появление контролеров на предприятиях "оправданно только на объектах с повышенным риском. В остальных случаях должны использоваться дистанционные методы контроля. В течение двух лет необходимо перевести всю систему контроля и надзора на риск-ориентированный подход".
В рамках "правительственного часа" на 438-м заседании Совета Федерации 27 июня выступил руководитель Ростехнадзора Алексей Владиславович Алёшин. В своём выступлении он отметил, что риск - ориентированное регулирование с 2014 года уже применяется в области промышленной безопасности (116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"), с начала 2017 года на аналогичную модель переведен и надзор в области безопасности гидротехнических сооружений. Подготовлены проекты нормативных актов, предусматривающие применение риск - ориентированных подходов при осуществлении федерального государственного энергетического надзора.
Для реализации дистанционных методов контроля российскими разработчиками создан не имеющий мировых аналогов продукт, который в режиме реального времени позволяет отслеживать и оценивать риски развития аварийных ситуаций на опасных производственных объектах.
Программный комплекс подключается к действующим системам контрольно-технологических процессов на предприятиях (АСУТП). В настоящее время проходят тестовые испытания комплекса на опасных производственных объектах различных отраслей, проходит межведомственные согласования законопроект, определяющий правовую основу такой работы.
Планируется внедрение системы "Электронный инспектор". Собственники и эксплуатанты опасных производственных объектов получат возможность в личном кабинете пройти предварительную проверку (или самопроверку) соблюдения требований безопасности. Программный комплекс, информационная база которого будет содержать все обязательные требования к производственным объектам, в автоматическом режиме проанализирует состояние безопасности на конкретном объекте, сформирует перечень нарушений и выдаст информацию о санкциях, которые будут применены в случае их выявления реальным инспектором.
Одним из примеров обеспечения комплексной безопасности является работа, проведенная в угольной отрасли: на всех шахтах в соответствии с новыми нормативами деятельности внедрены многофункциональные системы безопасности, сложные комплексы, которые контролируют практически всю ситуацию – и с рудником, и с пылью, и рабочими местами шахтеров, – комплексы достаточно эффективные и надежные.
Законодательные инициативы — ответ на новые угрозы для устойчивой работы российских производств
Вспомним о новых законодательных требованиях по защите объектов критической информационной инфраструктуры (КИИ). C 1 января 2018 года вступил в силу 187-ФЗ "О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации", по которому субъекты КИИ — владельцы объектов КИИ и лица, обеспечивающие взаимодействие таких объектов, обязаны провести их категорирование, обеспечить безопасность и подключиться к Государственной системе обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак.
С появлением технологий "Интернета вещей" (удаленного управления автоматизированной работой различных объектов), Больших Данных и Машинного Обучения, средства для компьютерных атак становятся все более продвинутыми, охватывают все больше информационных систем и ресурсов. Компьютерные атаки глобального масштаба на государственные информационные системы и ресурсы, информационные ресурсы предприятий и отраслевых систем управления могут привести к самым негативным последствиям для экономики, повлечь за собой вред для здоровья и жизни людей.
Указ Президента Российской Федерации от 06.05.2018 N 198 "Об Основах государственной политики Российской Федерации в области промышленной безопасности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу" установил цели, принципы, основные направления и задачи государственной политики, определил инструменты ее реализации. Аналогичный документ в настоящее время подготавливается в области ядерной и радиационной безопасности.
В статье 26 Указа Президента РФ устанавливается, что: "Государственная политика в области промышленной безопасности осуществляется посредством скоординированной и целенаправленной деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и граждан"
Далее, "промышленная безопасность - определяемое комплексом технических и организационных мер состояние защищенности промышленного объекта, которое характеризуется стабильностью параметров технологического процесса и исключением (сведением к минимуму) опасности возникновения аварии или инцидента, а в случае их возникновения - отсутствием опасности воздействия на людей опасных и вредных факторов и угрозы причинения вреда имуществу юридических и физических лиц, государственному или муниципальному имуществу".
Риски и угрозы при обеспечении комплексной безопасности и защищенности объектов промышленности, нефтегазовой отрасли и энергетики
Обсуждая вопросы безопасности и защищенности объектов промышленности, нефтегазовой отрасли и энергетики, можно выделить два класса проблем.
Первый, "из будущего" – бурное мировое технологическое развитие, о котором настоятельно сказано в Послании Президента РФ. Новые производственные технологии и новейшее оборудование с АСУТП и удаленным управлением через Интернет, Интернет вещей, Большие Данные, цифровые технологии и сверхбыстрая связь, автоматическое цифровое производство.
Соответственно, комплексная безопасность заключается в уверенной адаптации технологических процессов, наших специалистов к новым технологическим возможностям в условиях глобальной конкуренции, в парировании новых угроз для устойчивой (штатной) работы российских производств.
Второй - "из прошлого". Основными причинами аварийности и смертельного травматизма являются:
- неудовлетворительная организация производственных процессов, низкий уровень технологического управления, недостаточность навыков при действиях в аварийных ситуациях;
- формальная и неэффективная деятельность служб производственного контроля;
- сознательное пренебрежение требованиями и правилами промышленной безопасности;
- износ основных производственных фондов. "60 - 70 процентов оборудования, применяемого на опасных производственных объектах, отработало нормативные сроки службы. При таких условиях потенциальный социально-экономический ущерб от аварий может оцениваться в 600 - 700 млрд. рублей в год".
Соответственно, комплексная безопасность заключается в продуманном и нормативно - определенном обновлении производственных технологий и оборудования, повышении квалификации работников (непрерывное образование), обеспечении неукоснительного соблюдения обязательных требований безопасности, устойчивого поддержания технологической, производственной дисциплины, что достигается системной технологической и организационной деятельностью в сфере промышленной безопасности.
Постоянный диалог органов государственной власти, предприятий и российских разработчиков оборудования
В условиях непростой международной обстановки Совет Федерации уделяет особое внимание обеспечению безопасности нашей страны, ее технологической независимости. Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности поддерживает Международный форум "Технологии безопасности" — ключевое отраслевое событие и авторитетную площадку для демонстрации отечественных технических средств безопасности и обмена опытом по актуальным вопросам обеспечения национальной безопасности.
Конгрессная часть Форума проходит при системном взаимодействии федеральных органов государственной власти, профессиональных и общественных объединений, производителей, объединенных в Организационный комитет.
Профессиональное обсуждение концепции и проблемных вопросов национальной безопасности в рамках мероприятий Форума должно в полной мере учитывать положения руководящих документов, и привнести в решение актуальных проблем комплексной безопасности живой опыт работы на производстве и инновационный, творческий подход.
Оргкомитет и Дирекция Форума "Технологии безопасности" получают большое количество запросов от крупнейших российских предприятий о содействии в настройке диалога с производителями и поставщиками систем и решений безопасности, чтобы получать больше предложений, отвечающих организационным, техническим, технологическим, действующим регуляторным условиям. Известно, что до 80 процентов предложений поставщиков систем и решений безопасности не учитывают в полной мере особенности различных производственных объектов.
Идея объявить Всероссийский смотр решений и технологий для обеспечения безопасности и террористической защищенности объектов и инфраструктуры, проводить подготовительные мероприятия в течение всего года, выработанная Оргкомитетом Форума "Технологии безопасности", является ответом на запрос крупнейших предприятий — участников Форума.
По решению Оргкомитета с 2017 года в рамках подготовки Форума "Технологии безопасности" по каждому направлению работы Форума организуются рабочие группы, проводятся заседания и консультационные встречи.
Такая организация работы позволяет:
- Осуществлять постоянный диалог предприятий, российских разработчиков оборудования, надзорных органов, в частности для реализации политики импортозамещения;
- Помочь отечественным поставщикам решений сориентироваться в особенностях требований и запросов конкретных производств и отраслей;
- Определить подходы к решению инженерных, организационных и методических задач, достаточно сложных из-за часто противоречивых исходных условий, поднять на новый уровень инжиниринг систем безопасности;
- Определить перечень оборудования и технологий, которые будут демонстрироваться на Всероссийском смотре решений и технологий в рамках Форума 2019: только лучшие решения, отвечающие требованиям безопасности в отраслях российской экономики;
- Поддержать формирование актуальной и практической "повестки дня" крупнейших отраслевых конференций в рамках Форума 2019.
Уверен, что XXIV Международный форум "Технологии безопасности" запомнится высоким профессиональным уровнем и плодотворным сотрудничеством государства, бизнеса и гражданского общества в сфере обеспечения безопасности России.