Компактный, мобильный, современный. Таким видят паспорт безопасности транспортного средства перевозчики

30 января 2020 г. в законе № 16-ФЗ "О транспортной безопасности" появилось понятие "Паспорт обеспечения транспортной безопасности транспортного средства". В этой статье разберем, что это такое. В рубрике "День эксперта" - Дамир Гарифзянов, Заместитель начальника Управления безопасности – начальника отдела обеспечения транспортной безопасности и охраны объектов АО "ФПК".

Паспорт обеспечения транспортной безопасности транспортного средства (ОТБ ТС) разрабатывается и утверждается субъектом транспортной инфраструктуры (СТИ) в течение одного месяца с даты вступления в силу требований по обеспечению транспортной безопасности (ТБ).

фото1

Перед разработкой паспорта проводится обследование транспортного средства с изучением реализуемых на нем мер от угроз совершения актов незаконного вмешательства (АНВ) с учетом требований по обеспечению ТБ. 

Результаты обследования транспортного средства и изучения мер от угроз совершения АНВ являются приложением к паспорту.

В течение семи дней после утверждения два экземпляра паспорта вместе с электронной копией необходимо направить в Росжелдор.

В течение десяти дней Росжелдор ставит отметку о получении и возвращает первый экземпляр паспорта ОТБ ТС СТИ.

Истоки формирования требований к паспорту ОТБ ТС

Прежде чем ответить на вопрос, каким хотят видеть паспорт ОТБ ТС перевозчики, хотел бы обратить внимание на то, как выглядит паспорт антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей.

Постановление Правительства РФ от 25.12.2013 г. N 1244 "Об антитеррористической защищенности объектов (территорий)" (вместе с Правилами разработки требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) и паспорта безопасности объектов (территорий), а также постановление Правительства РФ от 25.03.2015 г. № 272 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)" утверждают следующую форму паспорта безопасности, включающую в себя:

  • общие сведения;
  • общие сведения о работниках или об арендаторах;
  • сведения о потенциально опасных участках и критических элементах;
  • возможные последствия совершения террористического акта;
  • оценку социально-экономических последствий террористического акта;
  • силы и средства, привлекаемые для обеспечения антитеррористической защищенности;
  • меры инженерно-технической, физической защиты и пожарной безопасности;
  • выводы и рекомендации;
  • дополнительную информацию с учетом особенностей объекта.

Все перечисленные требования применимы и к паспорту ОТБ ТС. В условиях ограниченного времени никто не станет "изобретать велосипед", и думаю за основу примут существующие механизмы.

Объем паспорта безопасности, даже такого крупного объекта, как спортивный стадион, как правило, не превышает 40 листов.

Гарифзянов

Краткость – сестра таланта и основа порядка

Я могу с уверенностью сказать от имени всех перевозчиков, какой паспорт на транспортное средство мы не хотели бы увидеть – объемный и многословный.

Однако, если взять за основу приказы Минтранса России от 12.04.2010 г. № 87 "О порядке проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств", от 11.02.2010 г. № 34 "Об утверждении Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств" и пятый пункт Требований по ОТБ, мы получим впечатляющее руководство по обеспечению транспортной безопасности пассажирского поезда.

Сложно найти людей, способных полноценно вникнуть в такой объемный документ. Человек хорошо воспринимает детали, когда видит картину в целом. Попробуйте собрать пазл, не зная, что именно у вас должно получиться в финале! Поэтому нам не нужны большие объемы текста.

фото2

Нужно понимать, что паспорт ОТБ ТС должен разрабатываться прежде всего для субъектов транспортной инфраструктуры, а не для силовых ведомств и надзорных органов. А если он необходим субъекту транспортной инфраструктуры, то в этом случае он должен быть аналогичен документу "Порядок обеспечения безопасности пассажирского поезда АО "ФПК", рабочему документу, которым с 2018 г. руководствуются все работники ПТБ и силы обеспечения транспортной безопасности АО "ФПК", осуществляющие защиту пассажирского поезда от АНВ.

У этого документа есть уменьшенный карманный "собрат", памятка работнику подразделения транспортной безопасности, информация которой предназначена только для работника ПТБ.

фото3

В документе "Порядок обеспечения безопасности пассажирского поезда АО "ФПК" всего 52 листа, сам Порядок умещается на 18 листах, остальное листы представляют собой приложения к документу.

Документ может быть дополнительно сокращен, например из него можно исключить Перечень предметов и веществ, в отношении которых установлен запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности.

Гораздо проще, с учетом изменений, внесенных в ст. 12.2 закона № 16-ФЗ, внедрить программный продукт для гаджета, который будет распознавать надписи на упаковках, изделиях и определять, к какому перечню они относятся.

Наши гаджеты давно распознают штрих-коды, сейчас они оснащены функцией распознавания лиц, отпечатка пальцев, а картинки и фото с камеры могут распознавать специальные приложения. Такие инновации будут востребованы рынком, и не только в сфере транспортной безопасности.

Разделы типового паспорта ОТБ – оптимальный набор

В моем представлении типовой паспорт ОТБ должен состоять из следующих разделов:

  • общие сведения об ТС (сетевой номер, заводской номер, тип, модель, год постройки, количество мест для сидения/спальных, предприятие приписки, собственник);
  • сведения о руководителях;
  • сведения о потенциально опасных местах и критических элементах;
  • возможные последствия в результате совершения АНВ;
  • силы и средства, привлекаемые для защиты от АНВ;
  • технические средства обеспечения транспортной безопасности;
  • выводы и рекомендации;
  • дополнительная информация с учетом особенностей ТС, которая включает в себя план-схему, схему связи и оповещения, а также  порядок взаимодействия с правоохранительными, контролирующими и надзорными органами.

Приложения к паспорту должны включать в себя:

  • обследование ТС;
  • статистику угроз совершения АНВ;
  • изучение мер защиты ТС от угроз совершения АНВ.

Для субъектов транспортной инфраструктуры важно, чтобы при разработке формы паспорта ОТБ и его приложения за основу не взяли приказ Минтранса России от 12.04.2010 г. № 87 "О порядке проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств". Оценка уязвимости с описанием способов реализации потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства применительно к модели нарушителя позволяет безгранично фантазировать, особенно когда потенциальные угрозы не связаны с реальными.

Паспорт ОТБ ТС должен составляться в целом для пассажирского поезда

Стоит обратить внимание на такой важный аспект, что условия эксплуатации вагонов локомотивной тяги значительно отличаются от условий эксплуатации ТС остальных видов транспорта.

1. Воздушный транспорт. Рейс – это воздушное судно, есть командир, который управляет самолетом. Есть паспорт ОТБ на самолет.
2. Морской (речной) транспорт. Рейс – это морское (речное) судно, есть капитан, который управляет кораблем. Есть паспорт ОТБ на корабль.
3. Автомобильный транспорт. Рейс – это междугородний (городской) автобус, есть водитель, который управляет автобусом. Есть паспорт ОТБ на автобус.

На этих видах транспорта соблюдаются одни и те же правила, существует экипаж, который непосредственно управляет транспортным средством.

4. Железнодорожный транспорт. Рейс – это пассажирский поезд, которым управляет машинист локомотива. С позиции закона "О транспортной безопасности" локомотив, багажные, почтовые и специальные вагоны не относятся к транспортным средствам.

К транспортным средствам в пассажирском поезде отнесены вагоны, предназначенные для перевозки пассажиров, обслуживает такие вагоны поездная бригада во главе с начальником поезда, который непосредственно не участвует в управлении движением поезда.

Можно в очередной раз пойти по пути отнесения вагонов к однотипным группам транспортных средств. Тогда возникает вопрос: а для чего нужен паспорт ОТБ? Только для выполнения юридически значимых действий? Такой подход в корне неверный.

Опыт реализации мероприятий по защите от АНВ транспортных средств показал, что нельзя строить мероприятие в отношении отдельно взятого ТС, которое входит в состав поезда. Это будет очередная бутафория.

Комплексный подход к безопасности на железнодорожном транспорте должен подразумевать, что транспортным средством является пассажирский поезд. И паспорт необходимо разрабатывать для пассажирского поезда. Думаю, в будущем законодатели придут к этому.

АО "ФПК" уже весной этого года представило в Управление транспортной безопасности Росжелдора концепцию паспорта ОТБ на ТС.

Опубликовано в журнале "Системы безопасности" № 2/2020

Сюжеты: Транспорт Антитеррор День эксперта