Эволюция ситуационных центров в управлении страной

Повышение эффективности государственного управления для достижения устойчивого развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности является в настоящее время одной из самых актуальных задач, стоящих перед органами государственной власти. О том, как совершенствованию госуправления способствуют ситуационные центры высших должностных лиц и государственных органов, расказывает в рубрике "День эксперта" заслуженный деятель науки, доктор наук, профессор и начальник Управления информационных систем Службы специальной связи и информации ФСО России Николай Иванович Ильин.

Решению задачи повышения эффективности государственного управления призваны способствовать созданные и успешно функционирующие ситуационные центры высших должностных лиц и государственных органов – Президента Российской Федерации, Администрации Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Совета Безопасности Российской Федерации, полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти в субъектах Российской Федерации и другие – всего более 80 объектов. 

Председателем Правительства Российской Федерации утвержден План работ по модернизации действующих и созданию новых ситуационных центров. Он предусматривает ввод в эксплуатацию до конца 2020 года значительного числа таких информационных объектов в рамках формирования системы распределенных ситуационных центров, работающих по единому регламенту взаимодействия (СРСЦ).

Причем, если в зарубежных подходах к построению СЦ уделялось основное внимание вопросам обороны, чрезвычайным ситуациям геополитики и геоэкономики, то в нашей стране дополнительно к этому включался широкий класс задач социально-экономического, общественно-политического, экологического и информационного характера.

Связав сотни федеральных и региональных корпоративных СЦ в распределенную вычислительную систему, СРСЦ способна взять на себя функцию информационно-технологической, цифровой платформы модернизации системы государственного управления.

Интеллектуальным ядром являются следующие группы интеллектуальных технологий:

  • информационно-аналитические, управляющие системы;
  • системы проектного управления;
  • экспертно-аналитические системы с элементами искусственного интеллекта.

Следующий этап развития СЦ – это когнитивные центры как новое поколение систем поддержки решений принятия командных управленческих решений, когда объем информации об обстановке намного превысил возможности человека и нужна быстрая, практически мгновенная, групповая синергетика творчества и действий.

Ильин_ФСО

Фундаментом интеллектуальной деятельности когнитивных центров являются три сферы:

  • обработка больших массивов данных, включая технологию Big Data;
  • математическое моделирование с семантическими интерпретациями элементов моделей;
  • групповое коллективное согласование и принятие решений, учет коллективного бессознательного, проведение мозговых штурмов и сетевых стратегических совещаний, когнитивное моделирование.

Следующий этап эволюции СЦ – это ситуационные (стратегические) центры развития. Становление в стране стратегического планирования и проектного управления связано с постановкой и решением широкого спектра междисциплинарных проблем в полисубъективной среде.

Не менее значимым направлением развития СРСЦ является формирование и совершенствование распределенного информационного фонда системы.

В науке применяется термин «информационная перегрузка», когда в условиях усложнения процессов управления и значительного увеличения объема характеризующих их данных лицам, принимающим решения, намеренно или непреднамеренно может предоставляться необъективная информация (за счет ее избыточности, неактуальности, избирательности, тенденциозности и т.п.).

В этих условиях сама по себе задача формирования массива первичных данных для их последующей обработки и подготовки вариантов решений является нетривиальной и требует использования соответствующих средств сбора, консолидации, верификации, форматно-логического контроля разнородной информации из различных источников.

На регулярной основе пополняется информационный фонд СРСЦ результатами социологических и экспертных исследований, ведущихся органами государственной охраны на протяжении почти четверти века по широкому кругу вопросов развития страны и регионов, включая оценку уровня жизни населения, состояния ключевых сфер жизнеобеспечения (здравоохранения, образования, ЖКХ), состояния межнациональных и межконфессиональных отношений, эффективности деятельности государственных органов и многим другим.

С учетом поступательного развития в России гражданского общества формируемый на основе единого рубрикатора верифицированный фонд социологических данных является источником актуальной и достоверной информации как для подготовки и принятия решений в ситуационных центрах, так и для оценки результатов их выполнения.

Система ситуационных центров относится к критически важным сегментам информационной инфраструктуры Российской Федерации, в которой осуществляется хранение, обработка и передача не только открытой, но также информации ограниченного доступа. В этой связи особое внимание должно уделяться совершенствованию комплекса информационной безопасности. Его функционирование обеспечивается за счёт применения специальных программно-аппаратных средств и организационных мер, гарантирующих конфиденциальность, целостность, доступность и аутентичность данных. С учетом специфики решаемых задач в комплексе информационной безопасности также должны быть обеспечены перевод информации из открытого в конфиденциальный контур, ограничение прав доступа к информационным ресурсам и другие процедуры.

Таким образом, эволюция ситуационных центров, по нашему мнению, лежит в русле их интеграции и развития взаимодействия между ними в рамках системы распределенных ситуационных центров. Она сможет стать информационно-технологической цифровой платформой, способной обеспечить повышение эффективности системы государственного управления в условиях формирования информационного общества, широкого распространения различных электронных сервисов, продуктов и скоростных цифровых коммуникаций.

Сюжеты: Безопасный город День эксперта