Цифровая трансформация транспортного комплекса России

Транспортный комплекс страны напрямую отражает уровень использования самых современных цифровых технологий и автоматизации. В этой сфере принципиально важно оставаться конкурентоспособными на мировом рынке, обеспечивать доступность и качество оказываемых услуг. В рубрике "День эксперта" - Игорь Козубенко, Советник министра транспорта РФ.

В Министерстве транспорта Российской Федерации ведется масштабная работа по внедрению информационно-аналитической системы регулирования на транспорте (АСУ ТК), которая включает в себя механизмы, обеспечивающие автоматизацию процессов сбора данных и мониторинга показателей транспортного комплекса. Один из ярких примеров ее реализации – это автоматизация деятельности Ространснадзора, от планирования контрольно-надзорных мероприятий до оформления документов в электронном виде. На сегодняшний день в системе зарегистрировано около 4 тыс. активных пользователей.

ЕГИС ОТБ

С 2013 г. с России функционирует Единая государственная информационная система обеспечения транспортной безопасности (ЕГИС ОТБ). Более 8,5 тыс. перевозчиков из 137 стран мира передают в систему информацию о пассажирах, на данный момент в ней более 6,5 млрд записей.

фото2

Благодаря ЕГИС ОТБ ежегодно задерживаются несколько тысяч лиц, находящихся в розыске, а во время проведения крупнейших спортивно-культурных мероприятий предотвращаются десятки террористических актов. Так, во время проведения Олимпиады в Сочи в 2014 г. было предотвращено 27 терактов.

"Зеленый коридор"

Внедрение электронной пломбы – своевременного решения для формирования цифровых транспортных международных коридоров через территорию Российской Федерации – позволит увеличить объем доходов бюджета более чем на 7,4 млрд рублей в год только за счет железнодорожных перевозок.

Суперсервис № 22

Минтранс России определил грузовые перевозки на автомобильном транспорте приоритетным направлением цифровой трансформации оказания государственных услуг в рамках реализации системы управления трансграничными потоками "Суперсервис № 22 "Безбумажные перевозки пассажиров и грузов". Благодаря сервису обеспечивается наибольшая "демократичность" автомобильных перевозок, объем операций регистрации, мониторинга и контроля грузоперевозок на них.

Система "Платон"

Внедрение системы взимания платы "Платон" обеспечивает сбор, обработку, хранение и передачу в автоматическом режиме данных о движении транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, и распространяется на все автомобильные дороги общего пользования. Это позволяет сохранить должное качество дорог. Уже сейчас оформлено 21,9 млн маршрутных карт и более 97,5 млрд рублей. собрано в дорожный фонд России. 90% транспортных средств обеспечены бортовыми устройствами.

Мониторинг и контроль пассажирских перевозок

Грядущее внедрение единой федеральной системы мониторинга и контроля пассажирских перевозок ЕФС МКПП даст значительные экономические эффекты для транспортной отрасли. 100% пассажирских перевозок станут легальными, что обеспечит ежегодное налоговое поступление в бюджет порядка 20 млрд рублей.

Так, с 20 декабря 2019 г. Минтрансом России проводится эксперимент по мониторингу движения ТС категорий М2, М3 и контролю за соблюдением требований в сфере пассажирских перевозок автобусами на территории Москвы, Московской области, Краснодарского края, Белгородской, Нижегородской и Смоленской областей, Ставрополя и Волгограда. Промежуточные результаты таковы:

  1. Сверка реестра регистрации ТС (МВД) и реестра лицензиатов (РТН) показала, что 5% автобусов реестра лицензиатов не идентифицировано и требует выверки актуальности регистрационных данных ТС лицензиатов.
  2. Сверка реестра проходов систем фотофиксации и СВП "Платон" в зонах эксперимента и реестра лицензиатов показала, что процент двигающихся автобусов, отсутствующих в реестре лицензиатов, требует проверки основания передвижения (собственные нужды или исключения, не подлежащие лицензированию).

Инновации в виде использования GPS-мониторинга (с помощью спутниковой системы ГЛОНАСС), облачных вычислений и интернет-сервисов позволяют реализовать задачи современной логистики.

"ЭРА-ГЛОНАСС"

За период эксплуатации ГАИС "ЭРА-ГЛОНАСС" принято и обработано 5,126 млн экстренных вызовов, из них 63 330 признаны истинными.

По данным ГИБДД, число погибших в авариях в 2019 г. сократилось на 35% по сравнению с 2015 г. и на 26 % по сравнению с 2016 г.

Отношение количества погибших в ДТП к количеству происшествий по сравнению с 2015 г. (0,126) уменьшилось в 2016 г. до 0,117, в 2017 г. – до 0,113, в 2018 г. – до 0,108, в 2019 – 0,102. Это означает 180 сохраненных жизней в 2016 г., 250 – в 2017 г., 310 – в 2018 г., 350 – в 2019 г.

фото3

За время работы системы количество погибших уменьшилось почти на 1090 человек, а количество жертв в расчете на 1 аварию снизилось на 14%.

В качестве одного из основных факторов уменьшения смертности является ускорение передачи информации о дорожном происшествии и вызова экстренной помощи пострадавшим в ДТП и иных происшествиях на автомобильных дорогах в Российской Федерации за счет функционирования системы "ЭРА-ГЛОНАСС". При этом степень оснащенности автотранспорта системой составляет только 9,28%.

Решение ключевых задач

Таким образом, АСУ ТК способствует успешному решению приоритетных задач, стоящих перед транспортным комплексом России:

  • создание системы информационно-аналитического обеспечения органов государственного управления транспортным комплексом;
  • автоматизация формализуемых процессов, направленных на сбор и консолидацию данных, подготовку нормативной и оперативной отчетности;
  • создание комплексной системы транспортного планирования на основе транспортных балансов, моделирования и прогнозирования транспортных потоков;
  • выполнение распоряжения Правительства РФ от 22.11.2008 г. № 1734-р (ред. от 11.06.2014 г.) "О транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года".

Опубликовано в журнале "Системы безопасности" № 2/2020

Сюжеты: Транспорт Антитеррор День эксперта Цифровая экономика