Безопасность обеспечивают законодательные нормы и их правильная реализация

Вопросы реализации поправок в законодательство по транспортной безопасности всегда актуальны. Важно правильно понять и применить ту или иную норму Федерального закона от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ "О транспортной безопасности", постановления Правительства РФ от 16.07.2016 г. № 678 "О требованиях по обеспечению транспортной безопасности" и других нормативно-правовых актов, которые дополняют закон № 16-ФЗ и требования к транспортной безопасности. В рубрике "День эксперта" - Валерий Капралов, Заместитель начальника управления транспортной безопасности Росморречфлота.

фото1Владивосток. За безопасность портовой акватории отвечает капитан морского порта

Практически ежегодно в законодательство вносятся изменения. Выстроенный за многие годы алгоритм работы, который действует сейчас, через несколько месяцев "канет в Лету". Принятый Федеральный закон от 02.08.2019 г. № 270-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О транспортной безопасности" и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения транспортной безопасности" обязывает нас перестраивать свою деятельность в рамках выполнения функций, прописанных в Положении о Федеральном агентстве морского и речного транспорта и положении о нашем управлении транспортной безопасности.

Категорирование, оценка уязвимостей, планы и паспорта обеспечения транспортной безопасности

Чтобы оперативно реализовать внесенные в законодательство изменения, нужно понимать, что именно было изменено.

Во-первых, из категорирования исключены транспортные средства, они не будут категорироваться.

Во-вторых, оценка уязвимости многих объектов транспортной инфраструктуры, особенно тех, которые не подлежат категорированию, также проводиться не будет. Вместо этого и разработки планов обеспечения транспортной безопасности для объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, и для транспортных средств субъектами транспортной инфраструктуры будут разрабатываться паспорта обеспечения транспортной безопасности.

Утвержденный паспорт должен вносится в единую государственную информационную систему обеспечения транспортной безопасности и ведения учета.

В отношении других объектов транспортной инфраструктуры остается необходимость выполнения всех мероприятий, которые проводятся на сегодняшний день: категорирование, оценка уязвимости, разработка и реализация планов обеспечения транспортной безопасности.

Уточнение формулировок

Положениями 270-ФЗ предусмотрена разработка нового вида требований по обеспечению транспортной безопасности для объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, и транспортных средств, в том числе для акваторий морских портов, в соответствии с которыми будут внесены изменения в нормативно-правовые акты, которые необходимы для их реализации.

В отношении участников международных морских перевозок нормы, которые содержались в законе о транспортной безопасности в редакции 15-ФЗ от 2014 г., практически остались без изменений, претерпев лишь небольшие доработки в формулировках:

  • оценка уязвимости морских судов, акваторий морских портов и морских терминалов стала являться оценкой охраны соответствующего судна и портового средства, которые попадают под действие международных договоров РФ (под действие международных требований в области охраны на море);
  • планы охраны морских судов, акваторий морских портов и морских терминалов будут являться соответствующими планами обеспечения транспортной безопасности.

Следует отметить, что данные доработки в формулировках являются значительным шагом в устранении двойного регулирования в вопросах реализации международных и российских требований в области охраны на море и транспортной безопасности.

Капитан морского порта будет осуществлять исчерпывающую реализацию плана – проводить оценку уязвимости и разрабатывать планы обеспечения транспортной безопасности с учетом международных требований. Эта работа включает в себя в первую очередь проведение организационных мероприятий и работу с людьми.

Реорганизация служб морской безопасности

Реализация плана обеспечения транспортной безопасности акватории морского порта осуществляется капитанами морских портов, это прописано в 16-ФЗ. Капитан морского порта будет осуществлять исчерпывающую реализацию плана – проводить оценку уязвимости и разрабатывать планы обеспечения транспортной безопасности с учетом международных требований. Эта работа включает в себя в первую очередь проведение организационных мероприятий и работу с людьми. Для того чтобы администрации морских портов и службы капитанов морских портов занимались планом обеспечения транспортной безопасности акваторий, прежде всего необходимо назначение ответственных лиц, подготовленных и аттестованных в соответствии с правилами аттестации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 26.02.2015 г. № 172 "О порядке аттестации сил обеспечения транспортной безопасности".

фото2Угличский шлюз. Безопасности гидротехнических сооружений уделяется приоритетное внимание

Наше управление выступило с предложением основательно изучить этот вопрос и рассчитать потребность в финансовых средствах на содержание штата сотрудников, который планируется создать в администрациях морских портов и службах капитанов морских портов.

Сейчас нам поручено подготовить предложение по штатной структуре, фонду оплаты труда, должностным обязанностям сотрудников этих структурных подразделений. Ранее соответствующие подразделения в администрациях назывались службами морской безопасности, они осуществляли деятельность в сфере противодействия незаконным актам, направленным против безопасности мореплавания. Сегодня необходимо переформатировать этот подход с учетом новых требований законодательства.

Безопасность акваторий морских портов

Оснащением акваторий морских портов техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, позволяющими контролировать обстановку, мы начали заниматься с 2010 г., хотя 10 лет назад не было нормативных требований и рекомендаций по составу технических средств для обеспечения транспортной безопасности, необходимых для акватории. Вся работа велась на основании распоряжения Правительства РФ от 30.07.2010 г. № 1285-р, разработанного в соответствии с Указом Президента РФ от 31.03.2010 г. № 403 "О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте". Для выделения Правительством РФ финансирования под эту задачу были подготовлены предложения в виде пояснительной записки. После рассмотрения ее Правительством РФ, финансирование выделили. Сегодня ситуация изменилась и основным направлением финансирования стали мероприятия по оснащению объектов, находящихся в оперативном управлении подведомственных Росморречфлоту администраций бассейнов внутренних водных путей. Согласно утвержденной в конце прошлого года комплексной программе обеспечения безопасности населения на транспорте упор сделан на оборудование средствами безопасности судоходных гидротехнических сооружений. Вопросы финансирования оснащения акваторий морских портов, нуждающихся в этом, планируется решать за счет портового сбора, который взимается в каждом морском порту и называется "портовый сбор транспортной безопасности акватории морского порта" (ст. 19 261-ФЗ о морских портах РФ).

Он взимается в портах, уже оснащенных техническими средствами обеспечения транспортной безопасности. Портовый сбор предназначен не только для дооснащения объектов транспортной инфраструктуры, но и для поддержания в работоспособном состоянии уже установленных технических средств. Сегодня мы занимаемся расчетами потребности в дооснащении акваторий и потребности в поддержании работоспособного состояния технических средств акваторий. Если финансирование будет недостаточным для решения этих вопросов, возможны следующие варианты выхода из ситуации: повышение ставки портового сбора или обращение в правительство для выделения финансирования из соответствующих статей федерального бюджета.

Сегодня мы занимаемся расчетами потребности в дооснащении акваторий и потребности в поддержании работоспособного состояния технических средств акваторий. Если финансирование будет недостаточным для решения этих вопросов, возможны следующие варианты выхода из ситуации: повышение ставки портового сбора или обращение в правительство для выделения финансирования из соответствующих статей федерального бюджета.

Вопросы аттестации сотрудников

В последнее время нам адресуют много вопросов относительно того, каким образом работники специализированных организаций должны проходить аттестацию, предусмотренную ст. 12 16-ФЗ "О транспортной безопасности".

270-ФЗ гласит, что работники специализированных организаций должны проходить аттестацию в порядке, предусмотренном для сил обеспечения транспортной безопасности. Но по какой категории должны проходить эту аттестацию работники таких организаций? В соответствии постановлением Правительства РФ от 26.02.2015 г. № 172 "О порядке аттестации сил обеспечения транспортной безопасности" заявителями на аттестацию могут выступать только субъекты транспортной инфраструктуры, подразделения транспортной безопасности или кандидаты в подразделения транспортной безопасности. Специализированные организации в этот перечень не попадают.

Соответствующие требования к знаниям, умениям и навыкам таких работников содержатся в приказе Министерства транспорта РФ от 21.08.2014 г. № 231 "Об утверждении Требований к знаниям, умениям, навыкам сил обеспечения транспортной безопасности, личностным (психофизиологическим) качествам, уровню физической подготовки отдельных категорий сил обеспечения транспортной безопасности, включая особенности проверки соответствия знаний, умений, навыков сил обеспечения транспортной безопасности, личностных (психофизиологических) качеств, уровня физической подготовки отдельных категорий сил обеспечения транспортной безопасности применительно к отдельным видам транспорта". В указанной связи реализация требований по аттестации в отношении работников специализированных организаций возможна только путем внесения соответствующих изменений в постановление № 172, приказ № 231, расширение круга заявителей на аттестацию и дополнение его специализированными организациями или физическими лицами.

Внесенные в 16-ФЗ изменения в целом обеспечили нас большим фронтом работ, а многим субъектам транспортной инфраструктуры такие изменения создали условия для экономии финансовых средств, которые тратились на решение вопросов транспортной безопасности, без снижения уровня транспортной безопасности.

Опубликовано в журнале "Системы безопасности" №2/2020

Сюжеты: Транспорт Антитеррор День эксперта