"РЖД" проводит открытый запрос на инновационные решения по обеспечению безопасности на переездах

ОАО "РЖД" с 14 мая по 30 июня 2018 года проводит конкурс на инновационные технические и организационные решения по предотвращению аварий на железнодорожных переездах. Конкурс проводится в формате открытого запроса, участником может стать любой желающий. В рамках конкурса компания ищет решения по двум направлениям: предотвращение выезда автомобилей на неохраняемые переезды, не оснащенные заградительными устройствами, и своевременное информирование машинистов локомотивов о нештатных ситуациях на переезде.

Представленные на конкурс решения должны соответствовать ряду требований, в частности, они должны быть готовы для испытаний не позднее чем через 6 месяцев по итогам отбора на конкурсе. По результатам проведения данного открытого запроса лучшие решения будут применены в интересах ОАО "РЖД".

Александр Зажигалкин, Начальник Центра инновационного развития – филиал ОАО "РЖД", прокомментировал для рубрики «День эксперта» объявленный компанией конкурс.

«ОАО «РЖД» внимательно относится к проблеме обеспечения безопасности, в том числе на железнодорожных переездах, в должной мере ориентируясь на практику зарубежных стран.

По оценкам Международного союза железных дорог (UIC), в мире имеется 600 тыс. железнодорожных переездов.

В России на 2018 год насчитывается 10546 переездов (для сравнения, в 2012 году было 11114).

По данным Европейского железнодорожного агентства (ERA), в 2014 г. в странах ЕС насчитывалось 114 тыс. железнодорожных переездов. В среднем в странах ЕС приходится 5 переездов на 10 км пути, причем только 24% переездов оборудовано устройствами безопасности. 51% всех переездов в странах ЕС составляют необорудованные переезды, на которых обычно устанавливают только дорожный знак.

По данным Федеральной железнодорожной администрации США (FRA), в 2015 г. на железных дорогах США было 129582 государственных и 80073 частных железнодорожных переездов. Примерно 54% государственных переездов оборудовано автоматическими шлагбаумами, световой и звуковой сигнализацией, 46% – только предупреждающими дорожными знаками.

Ожидается, что к 2050 г. количество переездов сократится в 2 раза.

Единое мнение специалистов всех стран подтверждается разработанными стратегиями обеспечения безопасности на переездах, – радикальный способ повышения безопасности на переездах – закрытие переездов в одном уровне.

Второе место по эффективности эксперты отводят системам, обеспечивающим своевременную передачу на подвижной состав информации о поломках и неисправностях (шлагбаумов, сигнального оборудования), а также о препятствиях (посторонних предметах) на переездах.

Зажигалкин_ТБФ18

В целом, существующие стратегии обеспечения безопасности на переездах предусматривают следующие меры, направленных на снижение числа инцидентов, а именно:

  • решение вопросов по неблагополучным переездам за счет их ликвидации путем строительства пересечений в разных уровнях (путепроводов над железнодорожными линиями или тоннелей под автомобильными дорогами), а также за счет разработки (прокладки) новых маршрутов для грузовиков и автобусов, минуя переезды;
  • модернизация переездов, на которых за последние годы было зарегистрировано неоднократное повреждений шлагбаумов автотранспортом. Модернизация включает, главным образом, оснащение переезда дополнительным оборудованием (например, сигналами на светодиодах) или изменение местоположения приборов (например, установка сигналов на кронштейнах над автомобильной дорогой и т.п.);
  • испытание и установка нового оборудования (например, предупредительных информационных табло с меняющимися сообщениями, устанавливаемых за 200-300 м до переезда);
  • проведение профилактических мероприятий по ознакомлению участников движения с правилами пользования переездами;
  • разработка совместно с соответствующими правительственными органами санкций против владельцев и водителей автотранспорта, нарушающих правила движения на переездах и мер, как технических (установка радаров на переездах для автоматического определения скорости приближения автотранспортных средств к переездам и идентификации автотранспортных средств, преодолевающих переезд на запретительный сигнал), так и административных, обеспечивающих неотвратимость наказания;
  • наконец, отказ от строительства новых переездов.

Таким образом, на сегодня в рамках проводимого открытого запроса ОАО «РЖД» конкретизированы основные потребности во внешних инновациях для решения проблем предотвращения аварий на железнодорожных переездах по двум наиболее значимым направлениям: предотвращение выезда автомобилей на неохраняемые переезды, не оснащенные заградительными устройствами, и своевременное информирование машинистов локомотивов о нештатных ситуациях на переезде. Принципы отбора инновационных предложений строятся, в том числе, на показателях комплексности и высокотехнологичности представляемого решения, цифровизации основных процессов, ориентирования на конкурентоспособность технологий в условиях импортозамещения.

С подробной информацией о процедуре проведения открытого запроса возможно ознакомиться в разделе «Инновации» корпоративного портала ОАО «РЖД».

Сюжеты: Транспорт День эксперта Закупки и внедрения