Запретить нельзя разрешить: как повлияют возможные контрсанкции на отрасль безопасности?

Проект закона "О мерах воздействия [противодействия] на недружественные действия США и (или) иных иностранных государств" был внесен 13 апреля лидерами всех парламентских фракций и спикером Госдумы Вячеславом Володиным. Он разработан как ответная мера на проявляющиеся со стороны "США и их должностных лиц вызовы, выраженные в недружественных и неконструктивных действиях по введению санкций в отношении как РФ в целом, так и ее граждан, и юридических лиц", говорится в пояснительной записке.

В соответствии с законопроектом, правительству РФ "предоставляются полномочия по введению ряда мер, имеющих как экономический, так и политический характер, направленных прежде всего на устранение США так называемых актов недружественного характера".

Проект закона будет рассмотрен Госдумой в первом чтении 15 мая.

В качестве одной из мер предлагается "запрет на допуск или ограничение допуска американских товаров, в том числе технологического оборудования и программного обеспечения, происходящих из Соединенных Штатов Америки и (или) иных иностранных государств, работ, услуг к государственным и муниципальным закупкам, а также к закупкам отдельных видов российских юридических лиц".

В рубрике «День эксперта» мы спросили у ведущего менеджера по продукту компании «Код безопасности» Павла Петрова, как в целом он оценивает такое предложение, нужны ли ты такие ограничения, способен ли российский рынок восполнить образовавшуюся нишу, будет ли реализация этого пункта законопроекта способствовать развитию отечественных разработок.

«Ничего катастрофичного в данном предложении для страны нет, так как в законопроекте, помимо запрета, говорится также и об ограничении допуска согласно сформированному перечню оборудования и программного обеспечения, что позволит избежать рисков установления запрета на ввоз товаров, российских аналогов которым пока не существует.

Петров

Интересно то, что запреты и ограничения будут распространяться не только на юридических, но и на физических лиц. Это может стать довольно существенным негативным моментом, как с точки зрения учета интересов физических лиц, так и с точки зрения сложности контроля исполнения таких ограничений. Если таможенный контроль в состоянии исполнять ограничения на ввоз технологического оборудования, то программное обеспечение часто приобретается и скачивается через интернет, что контролировать гораздо сложнее.

Не беремся давать оценку необходимости данного законопроекта, однако можно сказать, что регулирование российского рынка информационных технологий и поддержка российских производителей в том числе с помощью законодательных актов необходимы.

Запрет на ввоз оборудования и технологий, согласно законопроекту, не распространяется априори на все иностранные государства. Таким образом, возможность восполнить образовавшуюся нишу на российском рынке расширится, например, у государств азиатского региона.

Если говорить о возможностях заполнить образовавшуюся нишу именно силами российских производителей, то в рамках замены программного обеспечения, и, в частности, средств защиты информации, возможности у российских компаний есть. В случае же с заменой технологического оборудования изделиями российского производства дело обстоит гораздо сложнее: на это могут потребоваться десятилетия.

Грамотное регулирование импорта иностранного оборудования и ПО дополнительно к существующему курсу на импортозамещение даст необходимую поддержку российским вендорам ИТ-отрасли».

Сюжеты: День эксперта